Нужен ли агентствам ООН в Узбекистане единый координирующий орган по вопросам гражданского общества и инвалидности?

Abdullo-2_1

Вопросы продвижения прав лиц с инвалидностью и развития гражданского общества являются важной составной частью мандата и миссии различных агентств ООН

Вопросы продвижения прав лиц с инвалидностью и развития гражданского общества являются важной составной частью мандата и миссии различных агентств ООН, представленных в Узбекистане, включая ПРООН.

Для выработки предложений по повышению эффективности работы различных агентств и проектов ООН, представленных в Узбекистане, в сфере продвижения интересов лиц с инвалидностью и развития гражданского общества предлагаем ниже анализ ситуации и варианты ее улучшения. Ситуация будет проанализирована по следующим параметрам:

Внутренние факторы (Основные характеристики ситуации внутри Узбекистана).

Внешние факторы (Основные характеристики ситуации на международном уровне и в деятельности международных организаций и проектов в Узбекистане).

I. Вопросы продвижения прав лиц с инвалидностью и построения инклюзивного общества.

Внутренние факторы (Основные характеристики ситуации внутри Узбекистана).

По оценкам ООН лица с инвалидностью составляют порядка 10 процентов от любого общества. Если к данному показателю прибавить членов их семей, то доля населения, непосредственно затронутого проблемами лиц с инвалидностью, достигнет 20%.

В Узбекистане преобладает доставшийся в наследство от СССР медицинский подход к проблемам инвалидности: инклюзивное обучение не распространено (отсутствует необходимая законодательная, методическая база и инфраструктура), образование детей с инвалидностью преимущественно осуществляется в изолированных образовательных учреждениях интернатского типа.

Существует значительный дефицит преподавателей, владеющих методикой работы с детьми с различными видами инвалидности, в том числе обусловленный сворачиванием учебных программ по подготовке специалистов по сурдопереводу.

В ряде случаев (дети с нарушением зрения и слуха, дети с тяжелыми ментальными нарушениями и др.) вообще не охвачены образованием.

Система государственной поддержки лиц с инвалидностью слабо развита, многие механизмы, с успехом применяемые в других странах (персональные помощники, программное обеспечение и приспособления, облегчающие жизнь лиц с инвалидностью и др.), не используются, а услуги не предоставляются.

Внешняя среда (здания, объекты социальной инфраструктуры, дороги) не приспособлены для передвижения лиц с инвалидностью, возможности получения образования и трудоустройства сильно ограничены.

Над решением проблемы активно работают различные ННО лиц с инвалидностью, которые пытаются оказать необходимую помощь лицам с инвалидностью. Несмотря на отдельные достижения ННО лиц с инвалидностью и их приверженность продвижению прав лиц с инвалидностью, в целом положение лиц с инвалидностью остается тяжелым и нуждается в значительном улучшении.

Фрагментарность взаимоотношений и отсутствие системного диалога ННО в области инвалидности, международных организаций и органов государственной власти приводят не только к тормозу реформ социальной политики государства в области инвалидности, но и к ухудшению некоторых показателей в данной сфере. Примерами таких показателей могут быть:

сокращение налоговых преференций для ННО в области инвалидности и социального предпринимательства;
тенденция уменьшения количества молодых людей с инвалидностью, получающих высшее образование в высших учебных заведениях страны;
занятость лиц с инвалидностью всего на 5% от общего числа;
отсутствие мониторинговых исследований по соблюдению прав лиц с инвалидностью;
устаревшая нормативно-правая база в области инвалидности и т.д.

Внешние факторы (Основные характеристики ситуации на международном уровне и в деятельности международных организаций и проектов в Узбекистане).

Вопросы инвалидности являются комплексным понятием и отражены в деятельности различных агентств и программ ООН. В том числе они охватывают такие направления, как: женщины с инвалидностью (ООН Женщины), дети с инвалидностью (ЮНИСЕФ), здравоохранение лиц с инвалидностью (ВОЗ), образование и культура (ЮНЕСКО) и др.

Под данную деятельность выделяются значительные финансовые ресурсы, достигаются договоренности с национальными партнерами и международными донорами.

Программа развития ООН в Узбекистане играет важную роль в продвижении прав и возможностей лиц с инвалидностью в рамках нескольких реализованных и осуществляемых проектов.

Вместе с тем, эффективное использование ресурсов и достижение результатов в деятельности по продвижению прав и интересов лиц с инвалидностью невозможно без четкой координации реализуемой деятельности, выделяемых ресурсов и методологических подходов, продвигаемых среди национальных партнеров.

ННО лиц с инвалидностью Узбекистана высоко оценивают усилия международных организаций по улучшению положения лиц с инвалидностью в Узбекистане. Вместе с тем, в качестве наблюдателей они отмечают, что деятельность различных международных организаций/проектов зачастую слабо скоординирована, в результате чего часть проектной деятельности может дублироваться, в то время как важные направления деятельности остаются неохваченными.

Рекомендации:

По мнению ННО лиц с инвалидностью, скоординированная и эффективная деятельность различных агентств ООН и проектов ПРООН требует наличия четкой стратегии продвижения вопросов лиц с инвалидностью в Узбекистане.

Данная стратегия должна содержать анализ ситуации, сформулированные цели, методы достижения, а также разграничение ролей и ресурсов, выделяемых различными агентствами.

В связи с предстоящей ратификацией и последующей имплементацией Конвенции ООН «О правах инвалидов» внимание и ресурсы, уделяемые вопросам инвалидности, только увеличатся, что делает вопросы выработки единой стратегии и создания единого координационного центра еще более актуальным.

Для обеспечения эффективности деятельности агентств ООН и проектов ПРООН в сфере инвалидности представляется целесообразным создать на базе ПРООН отдел/группу специалистов, ответственных за выработку единой стратегии агентств ООН/проектов ПРООН, а также последующую реализацию ее компонентов в рамках конкретных проектов.

Представляется целесообразным рассмотреть два альтернативных варианта:

1. В идеале, предлагается учредить в рамках основных агентств ООН, действующих в Узбекистане (ПРООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ООН Женщины) позицию специалиста по вопросам инвалидности. К функциям специалиста предлагается отнести вопрос разработки предложений по проектной деятельности агентств, координацию взаимодействия с национальными партнерами (государственными и негосударственными), а также международными организациями. Единовременно с созданием позиции предлагается рассмотреть возможность включения вопросов продвижения прав лиц с инвалидностью в различные проекты, либо создание отдельного проекта, посвященного вопросам улучшения положения лиц с инвалидностью в свете ратификации конвенции.

Для обеспечения эффективности деятельности координирующего органа, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

1. Данный координирующий орган должен быть представлен специалистами в области инвалидности и гражданского общества;

2. В работу координирующего органа должны быть вовлечены лица с инвалидностью, для реализации принципа “ничего о нас без нас”;

3. Также координирующий орган, должен иметь возможность оказания влияния на проекты агентств ООН по обеспечению их инклюзивности;

2. Создание позиции консультанта по вопросам инвалидности при офисе Координатора ООН в Узбекистане в целях разработки единой стратегии по вопросам инвалидности агентств ООН в Узбекистане и внедрения компонентов по инвалидности в деятельность каждого агентства с последующей координацией взаимодействия и обеспечением реализации стратегии.

Также важно подчеркнуть тот факт, что решение многих проблем лиц с инвалидностью возможно лишь в том случае, когда в стране будет действовать развитая система гражданского общества, способного эффективно артикулировать и агрегировать существующие требования лиц с инвалидностью.

II. Развитие гражданского общества и повышение потенциала ННО.

Внутренние факторы (Основные характеристики ситуации внутри Узбекистана).

Развитие гражданского общества в Узбекистане происходит в рамках Концепции, озвученной Президентом Республики. И официальные государственные лица, и международные организации согласны в том, что появление в Узбекистане самостоятельного и грамотного гражданского общества является непременным условием успешного развития страны.

Вместе с тем, размер, роль и состояние гражданского общества в Узбекистане остается незначительным и требует значительных и скоординированных действий.

Развитие гражданского общества Республики Узбекистан характеризуется двумя разнонаправленными тенденциями. С одной стороны государство декларирует всемерную поддержку ННО, разрабатывает концепцию дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, принимает ряд законодательных актов, облегчающих процедуру регистрации ННО, регулярно выделяет ресурсы для финансирования проектов ННО.

С другой стороны, количество активных ННО в Узбекистане остается неизвестным, (озвучиваемая цифра из свыше 7000 зарегистрированных ННО незначительна для 30 миллионного населения Узбекистана и на 80-90% состоит из ГОНГО).

Деятельность ННО жестко регламентирована (вплоть до необходимости получения одобрения Министерства юстиции на каждое мероприятие).

Имеет место избирательное применение санкций за деятельность ННО и расширительное толкование законодательства со стороны государственных органов, выдвижение необоснованных требований на получение лицензий.

Проверки ННО в отличие от проверок коммерческих организаций не урегулированы отдельным актом и носят произвольный характер.

Финансирование деятельности ННО из отечественных источников (бюджет и местные фонды) хотя и развивается, но не отвечает потребностям ННО. Приток международных средств ограничен /осложнён и находится под контролем государства.

Помимо небольшого количества ННО, недостаточного финансирования и недружественного законодательства, ННО в Узбекистане сталкиваются с проблемой неразвитости инфраструктуры деятельности ННО.

Значительной проблемой для ННО является отсутствие системы подготовки кадров. Одной из проявлений данной является перекос в потенциале молодых и опытных организаций, а также отсутствие механизмов передачи своего опыта новому поколению.

В настоящее время услуги по подготовке кадров для ННО, повышению потенциала организаций, распространения передового международного опыта, установлению международных контактов и участию в глобальном движении гражданского общества в Узбекистане не предоставляются ни одним донором/организацией развития.

Попытки отечественных организаций самостоятельно решить проблему отсутствия инфраструктуры деятельности ННО разрознены и малоэффективны в виду отсутствия соответствующих знаний, опыта и ресурсов.

Внешние факторы (Основные характеристики ситуации на международном уровне и в деятельности международных организаций и проектов в Узбекистане).

Развитие гражданского общества является важной частью повседневной деятельности большинства агентств и программ ООН, представленных в Узбекистане.

Практически все агентства и программы ООН, действующие в Узбекистане, декларируют, что наряду с государственными организациями, ННО является важным партнером для достижения целей развития.

Рекомендации по развитию/усилению компонентов сотрудничества с институтами гражданского общества часто встречаются в методических указаниях головных агентств по отношению к страновым офисам[1]. На уровне головных офисов ООН существует разветвленная система органов, направленных на развитие партнерства с ННО, включая вовлечение их в деятельность структур ООН, финансовую поддержку и повышение потенциала[2].

Вместе с тем, по мнению ННО, деятельность агентств ООН и проектов ПРООН в Узбекистане, как правило, не направлена на непосредственное развитие гражданского общества и усиление потенциала ННО, а затрагивает сферу развития гражданского общества в какой либо узко специфической области, связанной с деятельностью агентства или проекта. Например, ЮНЭЙДС, работая со своей целевой аудиторией, привлекает ННО и развивает их навыки в сфере борьбы с ВИЧ, программа малых грантов ГЭФ взаимодействует с ННО в сфере реализации экологических проектов и т.д.

В сложившейся ситуации, несмотря на критическое положение в секторе ННО, непосредственно повышением потенциала ННО, развитием гражданского общества в целом как сектора, а также предоставлением необходимых инфраструктурных услуг никто из доноров и организацией развития в Узбекистане не занимается.

Также анализируя деятельность агентств ООН, включая ПРООН, обращает на себя внимание тот факт, что они сфокусированы на повышении потенциала государственных министерств и ведомств.

ННО не ставят под сомнение необходимость повышать потенциал государственных партнеров, но при этом обращают внимание на то, что по сравнению с ННО государственные структуры находятся в значительно более выгодном положении с точки зрения присутствия административного ресурса, регулярного финансирования, наличия благоприятного законодательства и обширного кадрового состава.

Таким образом, несмотря на декларирование равного внимания к государственным структурам и организациям гражданского общества, порядка 90% ресурсов агентств ООН в Узбекистане тратятся на государственные организации и так находящиеся на полном бюджетном обеспечении.

Также обращают внимание на то, что, так как подавляющее большинство проектов ПРООН разрабатывается и реализуется со стороны ПРООН и государственных организаций, то в проектных документах и последующей деятельности отражаются приоритеты и позиция именно ПРООН и государства. ННО практически исключены из процесса обсуждения проектных документов и незначительно вовлечены в их реализацию, что влечет за собой нереализованность мер в интересах ННО и их бенифициариев.

С учетом критического состояния гражданского общества в Узбекистане предлагается уделить большее внимание деятельности, непосредственно направленной на повышение потенциала ННО и создание инфраструктуры их деятельности.

В целях исправления текущей ситуации предлагается рассмотреть следующие шаги:

1. Разработка совместно агентствами ООН, представленными в Узбекистане, единой стратегии действий по развитию гражданского общества.

2. Включение в рамках выполнения стратегии элементы по работе с гражданским обществом в различные проекты и программы.

3. Создание при ПРООН (либо офисе координатора ООН в Узбекистане) позиции сотрудника, отвечающего за взаимодействие с гражданским обществом.

4. Разработка проекта / страновой программы, которая бы включала элементы создания инфраструктуры по повышению потенциала ННО и вовлечению ННО Узбекистана в международное сотрудничество с агентствами ООН.

Абдухалилов Абдулла

Общественное объединение инвалидов «Панох шуласи»

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>