Механизмы осуществления Конвенции ООН «О правах инвалидов»

Ashurov

Согласно требованиям Конвенции ООН «О правах инвалидов», в целях координации вопросов реализации Конвенции

Согласно требованиям Конвенции ООН «О правах инвалидов», в целях координации вопросов реализации Конвенции предусмотрено создания при правительстве курирующего органа и определения механизма координации действий для осуществления Конвенции.

Статья 33(1) Конвенции призывает государства проводить целостную политику в области инвалидности, вме­сто управления в различных министерствах и ведомствах. Она обязывает государства назначить по крайней мере одну инстанцию в правительстве, курирующую вопросы по реализации Конвенции и по обе­спечению эффективной координации в различных секторах и на различных уровнях в правительстве.

Законодательство, политика и программы, которые влияют на жизнь инвалидов, зачастую, разрабатываются в рамках отдельных министерств или ведомств, без обеспечения координации с другими министерствами и ведомствами. Это может привести к разрывам в политике и программах, касающихся инвалидов, к отсутствию координации в финансировании, к несовместимым или даже противоречащим друг другу приоритетам в рамках правительства. Статья 33(1) Конвенции направлена на то, чтобы этого избежать, и наоборот, чтобы обеспечить целост­ность политики в области инвалидности.

Согласно сложившийся международной практике, для содействия осуществлению статьи 33(1) Конвенции, координационный орган должен осуществлять следующие функции:

1.Служить контактным звеном между правительством и гражданским обществом по вопросам, касаю­щимся Конвенции;

2.Выдвигать вопросы, связанные с Конвенции и ее ценностями на всех уровнях по всему правительству;

3.Обеспечивать координацию внутри правительства, по вопросам реализации Конвенции;

4. Обеспечивать вовлечение гражданского общества в процесс реализации и мониторинга Конвенции;

5.Проводить базовый анализ состояния и реализации прав инвалидов, на момент ратификации Конвенции;

6.Опубликовывать национальный план действий по реализации Конвенции;

7.Сопоставлять данные и статистику по всем сферам жизнедеятельности инвалидов;

8.Поддерживать связь с внутренними и международными механизмами по правам человека.

9.Подготовливать базовые национальные доклады и национальные планы действий по реализации Конвенции

Исходя из тех функции, которые должен выполнять орган курирующий реализацию Конвенции, целесообразно было бы назначить при правительстве отдельную структуру, а не определять функции курирующего органа, на какое либо действующие министерства или ведомства. Данный курирующий орган может быть создан, как до ратификации, так и после ратификации Конвенции, однако хотелось бы обратить внимания на тот факт, что во многих странах данный орган был создан до ратификации Конвенции, это способствовало тому, что многие министерства и ведомства заранее готовили условия для осуществления процесса ратификации и реализации Конвенции.

Создания курирующего органа, является одним из важнейших элементов, в реализации Конвенции, так как этот орган будет осуществлять функции контролёра исполнения Конвенции, а также выполнять роль связующего звена между государственными органами и общественными организациями инвалидов.

Гражданское общество должно играть важнейшую роль в реализации и монито­ринге за осуществлением Конвенции.

Статья 33(3) Конвенции обязывает правительства обеспечить, чтобы представители гражданского общества, в частности инвалиды и их общественные организации, вовлекались и принимали полномерное участие в мониторинге за соблюдением прав, установленных в Конвенции. Однако это не означает что общественные организации инвалидов должны заниматься только мониторингом и составлением альтернативных докладов по реализации Конвенции. Напротив, в Конвенции указывается, что они должны быть вовлечены во все процессы осуществления Конвенции. Так статья 4(3) Конвенции гласит:

«При разработке и применении законодательства и стратегий, направленных на осуществление на­стоящей Конвенции, и в рамках других процессов принятия решений по вопросам, касающимся ин­валидов, государства-участники тесно консультируются с инвалидами, включая детей-инвалидов, и активно привлекают их через представляющие их организации».

Следовательно, согласно данному положению, государственные органы должны тесно консультироваться и ак­тивно вовлекать инвалидов, через их общественные организации во все циклы формирования политики, в том числе в разработку повестки дня, планирование и осуществление политики, программ и услуг, которые затрагивают интересы инвалидов. Это положение также отражено в преамбуле Конвенции где говорится о том , «что инвалиды должны иметь возможность активной вовлеченности в процессы принятия решений относительно стратегий и программ, в том числе тех, которые их прямо касаются» Важно понять что для эффективного решения проблем затрагивающих интересы инвалидов, обязательно нужно привлекать их в качестве специалистов или исполнителей, так как инвалиды – это лучшие эксперты по вопросам, касающимся их собственной жизни;

Ашуров Мусурмон

Общественное объединение социальной поддержки детей инвалидов «Ёруглик»

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>