Ассоциация Инвалидов Узбекистана разработала проект закона “О правах лиц с инвалидностью”

2000px-Handicapped_Accessible_sign.svg

Настоящий закон регулирует права лиц с инвалидностью, в целях их социальной интеграции, гарантирования им возможности участия во всех сферах жизни общества,  без дискриминации по признаку инвалидности, наравне  с остальными членами общества, и базируется на соблюдении основных прав и свобод человека.

ПРОЕКТ

(Разработан Ассоциацией Инвалидов Узбекистана)

 Закон Республики Узбекистан

« Правах лиц с инвалидностью»

  Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Статья 1. Предмет закона

 Настоящий закон регулирует права лиц с инвалидностью, в целях их социальной интеграции, гарантирования им возможности участия во всех сферах жизни общества,  без дискриминации по признаку инвалидности, наравне  с остальными членами общества, и базируется на соблюдении основных прав и свобод человека.

 Статья 2. Основные понятия

 Настоящим законом устанавливаться  следующие основные понятия:

 лицо с инвалидностью – лицо с физическими, умственными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами (препятствиями), могут мешать полному и эффективному участию этого лица в жизни общества наравне с другими лицами;

   разумное приспособление – осуществление необходимых и адекватных изменений и согласований, не требующих несоразмерных  или неоправданных усилий, когда это необходимо для того, чтобы лица с инвалидностью могли пользоваться или осуществлять наравне с остальными все основные права и свободы человека;

  универсальный дизайн – проектирование предметов, окружающей среды, программ и услуг таким образом, чтобы  они могли использоваться, насколько это возможно, всеми лицами без необходимости  их приспособления или специального проектирования. Универсальный дизайн не исключает вспомогательных приспособлений для определенных групп лиц с инвалидностью, когда это необходимо;

общение – включает использование языков, текстов, азбуки Брайля, тактильного общения, крупного шрифта, доступных  мультимедийных средств, равно как печатных материалов, аудиосредств, обычного языка, чтецов, а также усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, включая доступную информационно-коммуникационную технологию;

 язык - включает речевые и жестовые языки и другие формы неречевых языков;

 дискриминация по признаку инвалидности –  означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности,  результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении;

 доступность - комплекс мер и работ по приспособлению к потребностям лиц с инвалидностью физической среды – здания, транспорт, информации и связи, а также создания материальных возможностей использования инвалидами социального, экономического, культурного окружения, здравоохранения и образования.

 социальная интеграция –вовлечение и включение лиц с инвалидностью во все сферы жизнедеятельности общества,  в том числе образования, трудоустройства, здравоохранения, спорт, участие в культурной и общественно-политической жизни, а также доступ к правосудию, получение информации, улучшения жилищных условий и в других областях.

 Вовлечение и включение лиц с инвалидностью в общественно политическую жизнь – обеспечение участие лиц с инвалидностью и их организации в процессах  планирования, реализации и оценки программ, стратегий и проектов, затрагивающих их интересы и права.

 специализированные предприятия – предприятия и организации, находящиеся в собственности  общественных объединений  инвалидов, в которых количество работающих лиц с инвалидностью, составляет не менее 50 % от общего числа работников.

 специализированное рабочие место - пространство, относящееся к трудовой деятельности лица с инвалидностью, к которому  лицо с инвалидностью имеет доступ во время выполнения своих рабочих обязанностей, приспособленное к потребностям лица с инвалидностью  и которое включает кроме рабочего места оборудование и пути доступа.

 профессиональная реабилитация – комплекс мер направленных на профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, трудоустройство, трудовое сопровождение лица с инвалидностью, а также обеспечение лицу с инвалидностью возможности получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе.

 Статья 3. Цель и задачи закона

 1) Цель настоящего закона состоит в установлении гарантий защиты и реализации прав лиц с инвалидностью и их семей.Обеспечения возможностей полного и равного осуществления всеми лицами с инвалидностью всех прав человека и основных свобод, наравне с другими гражданами,  а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

 2) Меры, предусмотренные настоящим законом, способствуют решению следующих задач:

 а) создание для лиц с инвалидностью доступности физической среды – здания, транспорт, информации и связи, а также создания материальных возможностей использования лицами с инвалидностью социального, экономического, культурного окружения, здравоохранения и образования.

 б) недопущение любых форм дискриминации лиц с инвалидностью, в том числе дискриминации по признаку инвалидности.

 в) обеспечению лицам с инвалидностью доступа к правосудию.

 г) вовлечение и включение лиц с инвалидностьюв общественно – политическую жизнь.

 д) создание доступностии обеспечение возможностей  получение  лицами с инвалидностью образования и трудоустройства;

 ж) создание доступности и обеспечениевозможностей участие лиц с инвалидностью в культурной жизни, проведении досуга, отдыха и занятии спортом;

 е) повышение качества жизни лиц с инвалидностью и их семей;

 Статья 4. Сфера действия настоящего закона

 Настоящий закон распространяется на лиц с инвалидностью – граждан Республики Узбекистан и иностранных граждан, проживающих в Республике Узбекистан.

 Статья 5. Принципы применения положений настоящего закона

 Защита и реализация прав лиц с инвалидностью основываются на следующих принципах:

 1) уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;

 2) не дискриминация по признаку инвалидности;

 3) равенство возможностей;

 4)доступность физической среды

 5) доступ к правосудию

 6) вовлечение и включение лиц с инвалидностью в общественно политическую жизнь общества

 Статья 6. Законодательство о правах лиц с инвалидностью

 1) Законодательство о правах лиц с инвалидностью, основывается на Конституции Республики Узбекистан и включает настоящий закон, другие законодательные и нормативные акты, предусматривающие меры по социальной зашиты инвалидов, а также Конвенции ООН «О правах инвалидов».

 2) Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила и нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим законом, то применяются правила и нормы международного договора.

 Глава 2. Гарантии прав лиц с инвалидностью

 Статья 7.Обеспечение  гарантии прав лиц с инвалидностью

 1) Государственные органы обеспечивают учётправ и потребностей лиц с инвалидностью во всех принимаемых законах, государственных программах, стратегиях и национальных планах действий.

 2) Государство берёт на себя обязательства по принятию и реализации  законов, государственных программ и стратегии,направленных на профилактику инвалидности, реабилитацию, создание доступной физической среды, включение и вовлечение лиц с инвалидностью во все сферы жизни  общества, создание лицам с инвалидностью возможностей на получение образования, трудоустройства, обеспечение достойного уровня жизни,создания единой системы статистического  учета всех сфер жизнедеятельности лиц с инвалидностью.

 3) Государства посредством законодательных актов и правоприменительной практике, запрещает любую дискриминацию по признаку инвалидности, и гарантируют лицам с инвалидностью равную и эффективную правовую защиту от дискриминации по признаку инвалидности.

 4) Для поощрения равенства возможностей и устранения дискриминации по признаку инвалидности государства предпринимает все необходимые меры к обеспечению доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения, образования, трудоустройство, а также информации и связи, поскольку доступность позволяет лицам с инвалидностью,  на ровне с другими гражданами, пользоваться всеми правами человека и основными свободами.

 5) Государства обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всемилицами с инвалидностью, без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.

 6). Государства гарантирует лицам с инвалидностью политические права, а также обеспечивает вовлечение и включение лиц с инвалидностью, и их организации в общественно политическую жизнь общества.

 7) Государства обязуется принимать все необходимые меры для обеспечения защиты и безопасности лиц с инвалидностью в ситуациях риска, включая вооруженные конфликты, чрезвычайные гуманитарные ситуации, а также стихийные бедствия.

 8) Государства обеспечивает лицам с инвалидностью, наравне с другими гражданами, эффективный и равный доступ к правосудию.

 9) Государства обеспечивает снабжение лиц с инвалидностью информацией, предназначенной для широкой публики, в доступных для лиц с инвалидностью, форматах и с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности.

 10) Государства принимает все необходимые меры, чтобы лица с инвалидностью могли иметь возможности и доступ к начальному, среднему и высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни.

 11) Государства принимает необходимые меры для обеспечения возможности и доступа лиц с инвалидностью к услугам в сфере здравоохранения и санаторно-курортного лечение.

 12) Государства принимает меры в целях, создания доступности и обеспечения возможностей для трудоустройства лиц с инвалидностью и их продвижения по службе, а также оказание им помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы.

 13) Государства принимает необходимые меры для, создание,  развитие и повышений потенциала общественных объединений инвалидов с тем, чтобы лица с инвалидностью могли бы быть представлены на региональном,  национальном и международных уровнях.

 14) Государства создает и обеспечивает возможности для лиц с инвалидностью участвовать наравне с другими в культурной жизни.

 15) Государства обязуется принимать необходимые меры для того, чтобы лица с инвалидностью имели возможность организовывать спортивные и досуговые мероприятия специально для лиц с инвалидностью, развивать их и участвовать в них, а также обеспечивает, чтобы лицам с инвалидностью наравне с другими гражданами, предоставлялись надлежащие обучение, подготовка и денежные ресурсы.

 16) В целях улучшения положения лиц с инвалидностью, повышения качества жизни, а также медико-социальной помощи и реабилитации, образуется Фонд поддержки лиц с инвалидностью.

 Глава 3. Равенство и не дискриминация лиц с инвалидностью

 Статья 17. Обеспечение равенство и не дискриминация лиц с инвалидностью.

 1) Государства  обеспечивает и поощрят полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми лицами с инвалидностью, без какой бы то ни было дискриминации, в том числе дискриминации по признаку инвалидности.

 2) Дискриминация по признаку инвалидности, выражающаяся в любом обособлении, исключении, отстранении, ограничении или предпочтении, а также в отказе от создания доступной физической среды и разумного приспособления, что ведет к невозможности или к затруднению реализации  гражданских, политических, экономических, социальных или культурных прав, их осуществления или пользования ими, запрещена и наказывается в соответствии с законодательством.

3) Для обеспечения равенства возможностей и исключения дискриминации по признаку инвалидности, государственные органы, осуществляет меры по созданию равного доступа лиц с инвалидностью к физическому, социальному, экономическому и культурному окружению, здравоохранению, образованию, трудоустройству, а также к информации и связи.

 4) Государство обеспечивает право лиц с инвалидностью  на правоспособность наравне с другими гражданами во всех сферах жизни и гарантирует им равную и эффективную правовую защиту против всех форм  дискриминации.

 5) Лица с инвалидностью имеют неотъемлемое право на уважение человеческого достоинства независимо от вида инвалидности, иного состояния здоровья, а также независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, пола,  убеждений, политической принадлежности, имущественного положения и социального происхождения.

 6) Дети с инвалидностью пользуются в полном объеме всеми основными правами и свободами человека наравне с другими детьми.

 7) Во всех действиях, предпринимаемых в отношении детей с инвалидностью, приоритетным является верховенство интересов ребёнка.

 8) Государство принимает меры для того, чтобы все категории лиц с инвалидностью, в том числе женщины и девочки с инвалидностью, не подвергались никакой дискриминации и имели бы возможность, пользоваться  всеми основными правами и свободами человека.

9) Государство гарантирует и обеспечивает исключение любых форм дискриминации по признаку инвалидности.

 10) Государство гарантирует учитывать во всех государственных стратегиях и программах интересы лиц с инвалидностью, а также  защиту и поощрение их прав.

 11) Специальные позитивные меры, направленные на обеспечение  равенства  возможностей для лиц с инвалидностью и их интеграцию в общества, не считаются дискриминационными в отношении других граждан.

 Глава 4. Доступность

 Статья 18. Государственная политика в области доступности

 1)В целях обеспечения вовлечение и включение лиц с инвалидностью, во все сферы жизни общества, государственные органы  власти, организации и предприятия независимо от  формы собственности, обязаны  создавать условия для доступа  лиц с инвалидностью, наравне с другими гражданами к физической среде, зданиям, транспорту, информации и средствам связи,  включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

 2) Государство разрабатывает и принимает правила и стандарты  доступностидля лиц с инвалидностью, физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения, образования, а также информации и связи, контролирует их исполнения  и устанавливает ответственность заих не соблюдение.

 3) Государство принимает программы, стратегии и национальные планы действия  направленные на то,  чтобы  услуги и объекты общественного пользования, предназначенные для населения в целом, были в равной степени доступны для лиц с инвалидностью и отвечали их потребностям.

 4)Государства обеспечивает и поощрят исследовательскую и конструкторскую разработку товаров, услуг, оборудования и объектов универсального дизайна, чья подгонка под конкретные нужды лиц с инвалидностью,  требовала бы как можно меньшей адаптации и минимальных затрат, способствовать их наличию и использованию, а также продвигать идею универсального дизайна при выработке стандартов, регламентов и руководящих ориентиров.

 5) В учебные программы архитектурно-строительных высших  образовательных учреждений водиться предмет и  учебные курсы по обеспечению доступности физической среды для лиц с инвалидностью.

 Статья 19. Проектирование и строительство объектов социальной инфраструктуры с соблюдением потребностей лиц с инвалидностью.

 1) Проектирование, застройка и реконструкция общественных зданий и сооружений, независимо от форм собственности,  а также разработка и производство транспортных средств, средств связи и информации, без приспособления этих объектов и средств для доступа и использования лицами с инвалидностью не допускаются.

 2) Проекты  строительныхи реконструируемых объектов в обязательном порядке, должны быть согласованы с общественными организациями инвалидов.

 3) Сдача в эксплуатацию строительных и реконструируемых объектов не допускается без участия в составе государственной приемочной комиссии представителей общественных организаций инвалидов.

 4) Создание условий для доступа к физической среде лиц с инвалидностью является обязательной частью строительных проектов.  Нормы и правила на строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов должны быть разработаны и согласованы с  общественными организациями инвалидов.

 5) Разрешения на эксплуатацию и функционирование общественных зданий, сооружений, общественного транспорта, средств связи и информации, выдаются только при условии выполнения  нормативов по доступности, с тем, чтобы к этим объектам обеспечивался беспрепятственный доступ лиц с инвалидностью.

 Статья 20.  Обеспечение доступности лиц с инвалидностью к транспортным средствам общего пользования

 1). В целях создания беспрепятственного доступа лиц с инвалидностью к транспортным средствам общего пользования, предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, независимо от форм собственности, при участии общественных объединений инвалидов обязаны обеспечить:

 a) доступность транспортных средств общего пользования, к использованию лицами с инвалидностью всех категории.

 б) оснащения общественного транспорта специальными средствами для создания доступности и удобств лицам с инвалидностью, включая пандусы, отдельные места, информационные  табло  для  слабослышащих  и  голосовое  объявление остановок для слабовидящих и незрячих  групп населения

 в) оснащение и оборудование остановочных площадках с учетом строительных норм и потребностей лиц с инвалидностью включая пандусы и перила, в том числе применение тактильного покрытия на площадках доступа к входным дверям транспортного средства, а также установление электронного информационного табло.

 г) воспроизведение крупным шрифтом контрастных цветов маршрутов и указателей средств городского общественного транспорта.

 д) приспособление пешеходных переходов и перекрестков улиц и дорог общего пользования в соответствии с потребностями лиц с инвалидностью по зрению и слуху.

 ж) монтирование систем звуковой и визуальной сигнализации на перекрестках.

 з)  оборудовать не менее одного вагона в пассажирских поездах и основные железнодорожные вокзалы для обеспечения доступа к ним лиц с инвалидностью всех категорий.

 2) Администраторы воздушной транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить сопровождение лиц с инвалидностью, чтобы те имели доступ к воздушному транспорту и могли пользоваться им, а администраторы инфраструктуры аэропортов обязаны обеспечить приспособление основных площадей общественного пользования для доступа и использования лицами с инвалидностью, а также обеспечить обозначение посредством тактильного покрытия контрастного цвета путей подхода к местам посадки или к другим местам пользования.

 3) Запрещается приобретение городских пассажирских транспортных средств, не приспособленных для лиц с инвалидностью.

 4) Во всех автостоянках и парковках, независимо от форм собственности, не менее 10% мест выделяются на бесплатной основе для автомобилей лиц с инвалидностью, с обозначением соответствующих мест стоянки специальным знаком, которые не должны занимать иные транспортные средства.

 5) Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются лицам с инвалидностью бесплатно и вне очереди вблизи от места жительства.

 6) В республики Каракалпакстан, г Ташкенте и в областях создаются специализированные автошколы по обучению лиц с инвалидностью вождению автомобилей с ручным управлением, а также технические центры по переоснащению специальным оборудованием легковых автомобилей отечественного производства, приспособленных для эксплуатации лицами с инвалидностью.

 7)При проведении конкурсов (тендеров) на право обслуживания маршрутов по перевозке пассажиров преимущество имеют организации и предприятия, транспортные средства которых приспособлены для доступа и использования лицами с инвалидностью. В составе комиссии по проведению таких конкурсов (тендерах) должны участвовать представители общественных организации инвалидов.

 Статья 21. Обеспечение доступности лиц с инвалидностьюкжилым помещением

 1) Жилые помещения, занимаемые лицами с инвалидностью или семьями, в составе которых имеется лицо с инвалидностью, должны быть оборудованы специальными средствами и приспособлениями для свободного передвижения и использования лицами с инвалидностью.

 2) Оборудование жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления граждан, предприятиями, учреждениями или организациями, в управлении которых находится жилищный фонд.

 3) Собственники гостиничных помещений обязаны оборудовать не менее 10% от общего количества комнат(номеров) доступных для лиц с инвалидностью, пользующегося передвижной коляской, а также обеспечить установку дисплеев и озвучивающих устройств для объявлений, соответствующих потребностям лиц с инвалидностью по слуху и зрению.

 4) При приобретении и установке лифтов в жилых домах и общественных учреждениях, организации и предприятия независимо от форм собственности обязаны создавать доступность и возможности использования лифтов для всех категорий лиц с инвалидностью.

 Статья 22. Обеспечение  доступности лиц с инвалидностью к информации

 1) Государство гарантируетлицам с инвалидностью реализацию прав на получение  информации, и обеспечиваетснабжение лиц с инвалидностью информацией, предназначенной для широкой публики, в доступных форматах и с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности.

 2) Государства признает и содействует использованию языка мимики и жестов, других альтернативных форм общения в качестве средства коммуникации между людьми.

 3) Организации и предприятия независимо от форм собственности, обязаны создавать лицам с инвалидностью,  доступ к телевизионным программам, фильмам, театру и другим культурным мероприятиям в доступных форматах.

 4) Государство обеспечивает  издание с использованием альтернативных форм коммуникации (в системе Брайля и звуковой версии, в простом и доступном изложении и т.д.) художественной литературы, школьных учебников, других дидактических материалов и средств обучения.

 5) Государственные органы и организаций,  на своих веб-сайтах, обязаны размещать дополнительные   возможностей для лиц с инвалидностью, связанных с доступным ознакомлением размещенной на них информацией и пользованием услуг.

 6) При закупке информационно коммуникационного оборудования и информационного обеспечения государственныеорганизации и учреждения должны учитывать соблюдение критериев доступности.

 7) Организации и предприятия независимо от форм собственности, предоставляющие услуги в области связи и информации, в том числе и интернет, обязаны устанавливать лицам с инвалидностью скидки на оплату данных услуг.

 8) Органы государственной власти по согласованию с Обществом глухих Республики Узбекистан,  нанимают по договору переводчика на язык жестов для обеспечения общения между представителем органа власти и лицом с нарушениями слуха.

 9) Нормативы приспособления информационно-коммуникационных систем к потребностям, а также использования альтернативных форм коммуникации (шрифта Брайля и звуковая версия, язык мимики и жестов и др.) в информационно-коммуникационной системе утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 Глава 4. Доступ к правосудию

 Статья 23. Обеспечение доступа к правосудию лиц с инвалидностью

 1) Государства обеспечивает лицам с инвалидностью, наравне с другими гражданами эффективный доступ к правосудию, в том числе предусматривая процессуальные и соответствующие возрасту коррективы, облегчающие выполнение лицами с инвалидностью, своей эффективной роли прямых и косвенных участников, в том числе свидетелей, во всех стадиях юридического процесса, включая стадию расследования и другие стадии предварительного производства.

 2) Лицам с инвалидностью по зрению во всех стадиях судебного производства, в уголовных, гражданских и экономических судах, в том числе на стадиях расследования и предварительного следствия, предоставляется возможность,пользоваться услугами проводников, чтецов и звука  записывающий аппаратуры, за счёт средств государственного бюджета.

 3) Слабо слышавшим и глухонемым лицам с инвалидностью во всех стадиях судебного производства, в уголовных, гражданских и экономических судах, в том числе на стадиях расследования и предварительного следствия, предоставляется возможность, пользоваться услугами профессионального сурдопереводчика, за счёт средств государственного бюджета.

 4) В процессе расследования и предварительного следствия, а также в ходе уголовного судопроизводства лицам с инвалидностьюоказываться юридическая помощь и предоставляются услуги адвоката с момента задержания, за счёт средств государственного бюджета.

 5) Если один из участников судебного процесса являться лицом с инвалидностью, судебное заседания проводиться в помещении доступном к использованию лицами с инвалидностью.

 6) Лица с инвалидностью и их общественные организации освобождаются от уплаты государственной пошлины во всех судах, а также по всем нотариальным сделкам.

 7) Лицам с инвалидностьюсдерживающиеся в пенитенциарныхучреждениях, обеспечиваются все виды  государственных социальных, реабилитационных и медицинских услуг, в том числе доступность физической среды.

 8) Здания и помещение судов должны быть приспособлены и переоборудованы, с целью передвижение и учёта потребностей лиц с инвалидностью.

 9) Приговоры, решения и определение судов,  должны быть лёгкими для понимание  лицами с инвалидностью и  в доступных для них форматах.

 10) Представители общественныхобъединении инвалидов, имеют прав выступать в качестве общественных защитников лиц с инвалидностью, а также своих членов в ходе расследования, предварительного следствия и в судах по уголовным делам.

 11) Представители общественных объединений инвалидов, в качестве законных представителей имеют права представлять и защищать интересы лиц с инвалидностью, а также своих членов в гражданских, административных и экономических судах.

 Глава 5. Ответственность за невыполнение требований, с обеспечением доступности

 Статья 24. Обеспечение ответственности за невыполнение требований по созданию доступности

 1) Должностные лица, предприятия, учреждения и организации, независимо от формы собственности, не выполняющие требования доступности, несут административную и уголовную ответственность, в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

 2) Денежные средства, полученные от взыскания административных штрафов за уклонение от исполнения требований по созданию доступности физической среды, зачисляются в Фонд поддержки лиц с инвалидностью.

 Глава 6. Участие лиц с инвалидностьюв политической и общественной жизни

 Статья 25.Обеспечение участие лиц с инвалидностью в политической и общественной жизни

 1) В целях создания лицам с инвалидностью доступа и  возможностей участие в политической и общественной жизни, государство обязуются:

 а) обеспечиватьвозможности, чтобы лица с инвалидностью могли эффективно и всесторонне участвовать, прямо или через свободно выбранных представителей, в политической и общественной жизни наравне с другими гражданами, в том числе имели возможность голосовать и быть избранными, в частности посредством:

 – обеспечения того, чтобы процедуры, помещения и материалы для голосования были подходящими, доступными и легкими для понимания и использования лицами с инвалидностью.

 – обеспечение доступности для всех категорий лиц с инвалидностью избирательных участкови помещении для голосования.

 – изготовления избирательных бюллетеней, материалов для голосования и информации на шрифте Брайля, или в других форматах удобных к использованию лицами с инвалидностью по зрению.

 – стимулирования политических партии вовлекать лиц с инвалидностью в работу партии и выдвигать их, в качестве кандидатов в депутаты.

 б) обеспечения  лицам с инвалидностью возможности,  на свободное формирование мнения о политических партиях и кандидатах на выборах путем организации избирательных дебатов,  предвыборной агитации, теле- и радиопередач на языке мимики и жестов, печатания избирательных  и агитационных материалов с использованием шрифта Брайля,  а также использования других инструментов информирования лиц с инвалидностью об избирательной компании в  доступном формате.

 2) Центральная избирательная комиссия совместно с органами государственной власти на местах обязаны оснастить здания избирательных участков, а также помещения для встреч с избирателями,  пандусами и перилами, удобными для передвижения лиц с инвалидностью передвигающихся на колясках.

 3) Для удобства волеизъявления лицами с инвалидностью использующих  коляски, на избирательных участках должны быть установлены специальные кабинки для тайного голосования. Они должны отличаются от обычных, более широкими стенками и низким столом. В такие кабинки для голосования, без труда должна  заезжать коляска. Оборудование в помещении для голосования (столы, кабины и ящики для голосования) должно быть расположено таким образом, чтобы обеспечивалась доступность для избирателей с инвалидностью,  которые пользуются колясками или имеют трудности при передвижении.

 4) Визуальная информация о выборах и кандидатах, в зданиях избирательных участках и  в публичных местах  должна располагаться  так, чтобы избиратели, являющиеся лицами с инвалидностью передвигающиеся на колясках, могли ознакомиться с ней без дополнительных усилий.

 5) Для незрячих  и слабовидящих избирателей  в избирательных участках информация, о политических партиях участвующих  выборах, о зарегистрированных кандидатах в депутаты, о порядке заполнения избирательных бюллетеней, размещается  крупным шрифтом и  с применением  шрифта Брайля.  С учетом потребностей указанной категории избирателей на избирательных участках в кабинах для тайного голосования  размещаются средства оптической коррекции (лупы, лупы с подсветкой и дополнительное освещение).

 6) В целях самостоятельного голосования, незрячие избиратели обеспечиваются специальными  бюллетенями для голосования в доступных  форматах.

 7) Избирательные комиссии при подготовке планов работы по информационному обеспечению выборов в целях повышения доступности информации должны предусмотреть необходимые меры по информированию избирателей с инвалидностью.

 8) Информирование избирателей с инвалидностью, осуществляется с использованием различных способов обеспечения беспрепятственного доступа к информации, которые определяются с учетом категории инвалидности.

 9) Государственные органы, а также организации и предприятия не зависимо от форм собственности, в обязательном порядке привлекают к участию общественные организации инвалидов, при планировании, реализации и оценки программ, стратегий и проектов затрагивающих интересы и права  лиц с инвалидностью.

 10) Органы государственной власти  содействуют  созданию обстановки, в которой лица с инвалидностью могли бы эффективно и всесторонне участвовать в управлении государственными делами без дискриминации по признаку инвалидности наравне с другими, а также  поощряют  их участие в государственных делах, включая:

 (а) участие в неправительственных некоммерческих организациях, работа которых связана с государственной и политической жизнью страны, в том числе в деятельности политических партий и руководстве ими.

 (б) создание общественных организаций инвалидов и вступление в них с тем, чтобы представлять лиц с инвалидностью на региональном, национальном и

международном, уровнях.

 Статья 26. Государственная поддержка общественных объединений инвалидов.

 1) В целях защиты своих прав и интересов, предоставления взаимной поддержки и оказания услуг,  лица с инвалидностью вправе создавать общественные объединения, союзы и ассоциации.

 2) Общественными объединениями инвалидов, признаются организации, созданные, в целях защиты прав и законных интересов лиц с инвалидностью, решения задач,вовлечение и включение лиц с инвалидностью во все сферы жизни общества, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей.

 3) Государственные организации содействует и поощряют лиц с инвалидностью, создавать общественные объединения и ассоциации,  чтобы лица с инвалидностью могли быть представленными на региональном, национальном и международном уровнях.

 4) Государство оказывает общественным объединениям инвалидов  содействие и помощь, в том числе:

 – поддержку учреждениям культуры и спорта, находящимся в собственности общественных объединений инвалидов, а также финансовую поддержку в проведении культурно-просветительских и спортивных мероприятий среди лиц с инвалидностью.

 -предоставляет льготы по оплате коммунальных услуг на уровне бюджетных организаций и  выделяет субсидий для компенсации затрат, связанных с содержанием общественных объединений инвалидов.

 -оказывает общественным объединениям инвалидов поддержку в издании газет, журналов, вэб-сайтов и информационных бюллетеней по вопросам обеспечения лицам с инвалидностью равных возможностей с другими гражданами, в реализации прав и основных свобод.

 5) Государство оказывает  общественным объединениям инвалидов материальную, техническую и финансовую помощь, путём выделение в первую очередь общественным организациям инвалидов, ежегодных государственных субсидии, государственныхсоциальных заказов,   государственных грантов.

 6) В целях стимулирования и поддержки специализированных предприятий общественных организаций инвалидов, устанавливается обязательная квота заказа в размере 15%  по государственным закупкам на продукцию и услуги производимых специализированными предприятиями общественных организации инвалидов.

 7) Хокимияты областей, городов и районов, Республики Каракалпакстан и г Ташкента,  оказывают материальную, техническую и финансовую,  поддержку деятельности  общественных объединений инвалидов за счет средств местных бюджетов, предоставляют им в безвозмездное пользования или в собственность помещения, земельные участки для организации подсобных хозяйств и необходимое оборудования.

 8) Общественные объединения инвалидов и их специализированные предприятия обладают  льготами, по арендной плате за пользования государственным имуществом, приобретение сырьевых ресурсов, производственно-технического оборудования, льготного финансирования и кредитования.

 9) Общественные объединения инвалидов, имеют право проводить мониторинг, а также общественный контроль над исполнением законодательства затрагивающих права и интересы лиц с инвалидностью.

 10) Представители общественных объединений  инвалидов имеют право участвовать в обсуждении вопросов и принятии по ним решений, непосредственно затрагивающих права и интересы инвалидов, а также получать необходимую информацию.

 11) Государственные организации, а также предприятия и учреждения  независимо от форм собственности приразработки решений и реализации законодательства, затрагивающих права и интересы лиц с инвалидностью, обязаны рассматривать их совместно с общественными организациями инвалидов.Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными и отменены в судебном порядке.

 12) Общественные организации инвалидов освобождаются от уплаты всех видов налогов, им устанавливаются льготы по социальным и таможенным платежам, в порядке, определяемом законодательством Республики Узбекистан.

 13) Работникам общественных организации инвалидов выплачиваются все виды пенсии в полном размере.

 14) В  целях установления социального партнёрства,  между  государственными органами  и общественными организациями инвалидов,  при министерствах и государственных учреждениях занимающиеся вопросами социальной зашиты лиц с инвалидностью, а также при хокимиятах областей и г. Ташкента, создаются общественные советы по вопросам социальной зашиты лиц с инвалидностью.

 Статья 27. Международное сотрудничества общественных объединений инвалидов.

 1) Государственные органы и организации принимают соответствующие меры с целью  включение в международные программы сотрудничества и развития общественные организации инвалидов.

 2) Общественные объединения инвалидов имеют право свободно, вступать в международные объединения и организации, поддерживать с ними прямые связи, а также заключать договора.

 3) Государственные организации оказывают содействия и поощряют общественные объединения инвалидов,вустановлений и  развитии международного сотрудничества, а также проведения международных мероприятий в сфере зашиты прав инвалидов.

 4) Государство обеспечивает право общественных организации инвалидов представлять этих лиц на международном, национальном, региональном и местном уровнях, их совещательную роль в принятии решений по проблемам лиц, которых они представляют, а также их право участвовать, в продвижении политики в области зашиты прав лиц с инвалидностью.

 Глава 7.Просветительно-воспитательная работа

 Статья 28. Просвещение обществав сфере прав лиц с инвалидностью.

 1) В целях повышения просвещённости  всего общества, в том числе на уровне семьи, в вопросах инвалидности и укрепления уважение прав и достоинства лиц с инвалидностью, государственные органы власти обеспечивают следующие меры:

 а) содействовать, через  средства массовой информации, позитивному восприятию и активной социальной роли лиц с инвалидностью.

 б) пропагандировать потенциал и вклад лиц с инвалидностью в развитие общества.

 в) стимулировать  средства массовой информации позитивно представлять образ  лиц с инвалидностью таким образом, чтобы способствовать их социальной интеграции.

 г) вести борьбу со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении лиц с инвалидностью, в том числе на почве половой принадлежности и возраста, во всех сферах жизни.

 д) воспитывать на всех уровнях системы образования, в том числе у всех детей начиная с раннего возраста,уважительное отношения к правам лиц с инвалидностью.

 е) содействовать признанию привычек, достоинств и способностей лиц с инвалидностью и их вклада на рабочем месте и на рынке труда.

 ж) разрабатывать и приниматьвоспитательно-ознакомительные программ, посвященные лицам с инвалидностью и их правам.

 з)поощрять позитивные представления о лицах с инвалидностью и более глубокое понимание их обществом.

 2) В целях искорененияпредрассудков и стереотипов общества вотношений лиц с инвалидностью, а также стимулирования на освещение позитивного образа лиц с инвалидностью государства ежегодно  выделяет социальный заказ на производства художественных, документальных фильмов, а также постановку спектаклей.

 3) Ежегодно выделяется государственный социальный заказ на производство и размещение в СМИ социальной рекламы и публикаций, направленных на пропаганду потенциала и вклада лиц с инвалидностью в жизнь общества, а также создание позитивного образа людей с инвалидностью

 4) Социальная реклама и ролики, направленные на позитивное представление о лицах с инвалидностью, размещаются нателевидений, а также в других средствах массовой информации на бесплатной основе.

 5) Высших учебных заведенияхправовой и гуманитарной направленности в обязательном порядке, должен быть включён учебный предмет и курсы о правах лиц с инвалидностью.

 Глава 8. Право на образования.

 Статья 29. Обеспечение прав лиц с инвалидностью на получение образования.

 1) Государственные органы власти создают доступную физическую среду и возможности для реализации, лицами с инвалидностьюправо на получение ими общего среднего, среднего специального и высшего образования, а также свободный доступ к интеграции в образовательную систему всех уровней наравне с остальными гражданами.

 2) Право на образование не может быть ограничено в связи с трудностями в обучении или другими затруднениями в результате какого-либо ограничения возможностей.

 3) Государство  обеспечивает лицам с инвалидностью возможности  получение, образования, и  профессиональной подготовки, без дискриминации по признаку инвалидности и наравне с другими гражданами на протяжении всей жизни.

 4) Государственные органы власти обязаны обеспечить лицам с инвалидностью, доступность к дошкольному, школьному среднему и высшему образованию адаптированного к индивидуальным потребностям.

 5) Государство через Министерство образование принимает необходимые меры по приему на работу преподавателей, в том числе преподавателей лиц с инвалидностью, имеющих квалификацию в области языка мимики и жестов и/или системы Брайля, а также в области других альтернативных форм коммуникации, и по подготовке профессионалов и персонала, работающего на всех уровнях образования с лицами с инвалидностью.

 6)  Учебные заведения не зависимо от форм собственности обеспечивают:

 a) разумное приспособление условий обучения, к индивидуальным потребностям лиц с инвалидностью.

 б) содействие обучению альтернативным формам коммуникации, освоению шрифта Брайля, обучению альтернативным формам письма, ориентирования, навыкам мобильности, а также содействие взаимной поддержке и общению между лицами с одинаковыми проблемами.

 в) содействие обучению языку  жестов и продвижение лингвистической идентификации лиц с инвалидностью по слуху.

 г) образование лиц и особенно детей с нарушениями зрения, слуха или глухонемых с использованием наиболее подходящих и индивидуализированных программ и языка, путей и методов, а также в среде, максимально способствующей школьному и социальному развитию.

 д) создание условия  для внедрения и развития  системы инклюзивного образования.

 е) создание в учреждениях образования всех уровней служб по оказанию помощи лицам с инвалидностью и/или оснащение указанных учреждений необходимым оборудованием для поддержки инклюзивного образования этих лиц и содействия такому образованию.

 7)Ежегодно лицам с инвалидностью выделяется двухпроцентная квота приема в высшие образовательные учреждения от общего количества приема абитуриентов.

 8) В государственных высших учебных заведениях, студенты с инвалидностью, а также студенты один из родителей которых являться лицом с инвалидностью, освобождаются от уплаты контрактов на обучение.

 Статья 30. Формы получения лицами с инвалидностью образования.

 Образование, профессиональная подготовка и повышение квалификации лиц с инвалидностью осуществляются в различных формах, в том числе в очной и заочной формах, экстерном, путем обучения в специальных группах, классах и по индивидуальным учебным планам, включая обучение на дому.

 Статья 31. Обеспечение дошкольного воспитания детей с инвалидностью.

 1) В целях предоставления реальных возможностей для воспитания детей с инвалидностью дошкольного возраста и оказания им необходимой помощи для реабилитации Министерство дошкольного образование и органы местной власти  обеспечивают в дошкольных учреждениях благоприятные условия для нахождения в них детей с инвалидностью.

 2) Для детей с тяжелыми формами инвалидности, которые по состоянию здоровья не могут находиться в дошкольных учреждениях, образовательный процесс, по заявлению родителей, может обеспечиваться путем использования альтернативных образовательных форм или различных видов специализированных услуг либо, в случае необходимости, путем направления их в учреждения, предоставляющие специализированные образовательные  услуги.

 Статья 32. Образование и обучение детей с инвалидностью на дому

 Если образование и обучение детей с инвалидностью в учебных заведениях не представляется возможным, на основании рекомендаций профильных врачей/медицинских служб и с согласия родителей образование и обучение проводятся на дому в соответствии с учебным планом индивидуального обучения на дому.

 Статья 33. Профессиональная подготовка, повышение профессионального уровня и обучение лиц с инвалидностью

 1) Профессиональная подготовка и повышение профессионального уровня лиц с инвалидностью осуществляются в учебных заведениях, на специализированных предприятиях и на специализированных  рабочих местах.

 2) Профессиональная подготовка, повышение профессионального уровня и обучение лиц с инвалидностью осуществляются в различных формах, в том числе посредством очного, вечернего, заочного обучения, дистанционного обучения, индивидуального, включая обучение на дому.

 3) Государство гарантирует обеспечение дидактическим и инструктивным материалом, в том числе материалом для незрячих (система Брайля), буквами в звуковом варианте для слабовидящих, звуковой литературой, включая вспомогательные звуковые системы для обучения в группах, перевод на язык мимики и жестов для слабослышащих в период профессиональной подготовки (в том числе в период профессиональной ориентации, формирования и реабилитации), воспитания, обучения и совершенствования, согласно законодательству.

 4) Учитывая, что автомобиль для лиц с инвалидностью является средством передвижения и реабилитации, государство за счёт средств государственного бюджета организует учебные курсы по обучению лиц с инвалидностью вождению автомобиля с ручным управлением.

 Глава 9. Право на труд.

 Статья 34. Обеспечение реализации лиц с инвалидностью право на труд

 1) Государства признает права  лиц с инвалидностью, на труд наравне с другими, и обеспечивает необходимые условия и возможности для трудоустройства и занятости инвалидов.

 2) Лица с инвалидностью имеют право осуществлять трудовую деятельность независимо от категории и группы инвалидности.

 3) Запрещается дискриминация по признаку инвалидности в отношении всех  форм трудоустройства, включая условия приёма на работу, найма, осуществления трудовой деятельности, сохранения работы, продвижения по службе, а также безопасных условий труда.

 4) Лица с инвалидностью имеют право работать на любом предприятии, включая государственные предприятия, организации и учреждения.

 5) Не допускается увольнение лица, проходящего курс медицинской, профессиональной или социальной реабилитации в соответствующем учреждении, независимо от срока нахождения лица в этом учреждении.

 6)Работающимлицам с инвалидностью I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более тридцати шести часов в неделю без уменьшения оплаты труда.

 7) Работающим лицам с инвалидностью I и II групп предоставляется ежегодный основной удлиненный отпуск продолжительностью не менее тридцати пяти рабочих дней.

 8) Привлечение лиц с инвалидностью к работе в ночное время, а также к сверхурочным работам и работе в выходные дни допускается только с их письменного согласия, при условии, что такие работы не запрещены им медицинскими рекомендациями.

 9) Работающие лица с инвалидностью сохраняют право получения всех видов пенсии и пособий в полном размере.

 Статья 35. Трудоустройство лиц с инвалидностью

 1) В целях обеспечение реализации лицами с инвалидностью права на труд, а также повышению их конкурентоспособности на рынке труда, государства принимает следующие меры для трудоустройства лиц с инвалидностью:

 а) осуществления профессиональной реабилитации  лиц с инвалидностью, включающею в себя  комплекс мер направленных на профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, трудоустройство, трудовое сопровождение,  а также обеспечение лицам с инвалидностью возможности получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе.

 б) установления в организациях и предприятиях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квот для приема на работу лиц с инвалидностью.

 в) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства лиц с инвалидностью.

 г) стимулирования  предприятий, учреждений, организаций не зависимо от форм собственности, на трудоустройства лиц с инвалидностью, а также создания  специализированных рабочих мест.

 д) создания необходимых условий и стимулирования лиц с инвалидностьюк занятию предпринимательской деятельностью.

 е) оказания государственной поддержки специализированным предприятиям

 ж) организации программ обучения лиц с инвалидностью новым профессиям.

 з) поощрения и развития трудоустройства и занятости лиц с инвалидностью в государственном секторе.

 к) оказания государственной поддержки предприятиям использующих труд лиц с инвалидностью, в том числе их работу на дому.

 2)Трудоустройство лиц с инвалидностью обеспечивается территориальными органами государственной службы занятости. Направление органов государственной службы занятости о приеме на работу лиц с инвалидностью на специально созданное или квотируемое рабочее место обязательно для исполнения работодателем.

 3)Органами государственной власти на местах на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более двадцати человек устанавливается и резервируется минимальное количество рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью, в размере не менее трех процентов от численности работников.

 4)На предприятия, учреждения и организации не зависимо от форм собственности, за неисполнение решений органов государственной власти на местах по созданию минимального количества рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью налагается штраф за каждое несозданное рабочее место в размере средней годовой заработной платы работника этого предприятия, учреждения и организации.

Уплаченные суммы штрафа направляются, в Фонд поддержки лиц с инвалидностью.

 5)В целях обеспечения интеграции в трудовую деятельность лиц с инвалидностью  работодатели обязаны принимать  следующие меры, связанные с:

 а) созданием специализированного  рабочего места

 б) поставкой новых технологий и вспомогательных приспособлений, инструментов и оборудования, позволяющих лицам с инвалидностью получить и сохранить рабочее место.

 в) предоставлением этим лицам адекватного обучения и поддержки.

 6) Работодатель вправе за счет собственных средств устанавливать надбавки и доплаты к пенсиям работающих лиц с инвалидностью, а также предоставлять другие льготы, предусмотренные коллективными договорами и соглашениями. Надбавки к пенсиям лиц с инвалидностью, не облагаются подоходным налогом.

 7) Министерства занятости и трудовых отношений совместно с Кабинетом Министров Республике Каракалпакстан и Хокимиятами г Ташкента и областей Республике Узбекистан при участии общественных объединений инвалидов и профсоюзов  ежегодно разрабатывают территориальные программы профессиональной реабилитации и трудоустройства лиц с инвалидностью.

 8) Специализированные предприятия лиц с инвалидностью, в соответствии с законодательством Республике Узбекистан освобождаются от уплаты всех видов налогов, а также обладают льготами по уплате социальных и таможенных платежей, в соответствий с законодательством.

 9) В целях трудоустройства инвалидов создаются специализированные службы по профессиональной  реабилитации и трудоустройству людей с инвалидностью.

 10)Специализированным предприятиям, а также лицам с инвалидностью осуществляющим предпринимательскую деятельность, местные органы государственной власти, а также государственные организации и предприятия оказывают помощь в предоставлении на льготных условиях  нежилых помещений, земельных участков, в приобретении сырья и сбыте продукции.

 11) Индивидуальные предприниматели, являющихся лицами с инвалидностью I и II группы, независимо от вида деятельности и места его осуществления уплачивают фиксированный налог, в размере 50 процентов минимальной заработной платы в месяц, а за каждого нанятого индивидуальным предпринимателем работника из числа лиц с инвалидностью I и II группы – в размере 15 процентов минимальной заработной платы в месяц.

 12) Лица с инвалидностью I и II групп частично освобождаются от уплаты  подоходного налога, по доходам в размере шестикратной минимальной заработной платы за каждый месяц, в котором получены эти доходы.

 Глава 10. Права лиц с инвалидностью на жильё

 Статья 36. Обеспечение потребностей лиц с инвалидностью в жилье.

 1) Государство обеспечивает возможности лицам с инвалидностью доступа к программам государственного жилья.

 2) Государства создаёт необходимые условия и  возможности лицам с инвалидностью и семьями имеющих в своём составе лиц с инвалидностью,  приобретать  жильё  по доступным для них ценам.

 3) Учет лиц с инвалидностью нуждающихся в жилье или улучшений жилищных условий, обеспечивается местными органами государственной власти по месту жительства лица с инвалидностью.

 4) При составлении местными органами государственной власти списков учета граждан нуждающихся вполучений жилья или улучшений жилищных условий,  лица с инвалидностью и семьи, имеющие в своём составе лиц с инвалидностью, включаются в отдельный список.

 5) Лица с инвалидностью имеют первоочередное право на получение  жилья и льготного ипотечного кредитования.

 6) Лица с инвалидностью и семья имеющие в своем составе лиц с инвалидностью, имеют право приобретения ипотечного жилья без уплаты первоначального взноса, с зачислением суммы первоначального взноса в общую суму ипотечного кредита, с увеличением общеустановленного срока погашения кредита.

 7) Лицам с инвалидностью и семьям, имеющим в своем составе лиц с инвалидностью, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства.

 8) При распределении жилья, лицам с инвалидностьюпредоставляется жильё поблизости от места работы, медицинских и  реабилитационных учреждения с соблюдением принципов доступности.

 9) Лицам с инвалидностью жилые помещение в многоэтажных домах предоставляется на нижних этажах, а если они имеют квартиры на верхних этажах, то вправе их обменять на жилые помещения, расположенные на нижних этажах.

 10) Жилые помещения, предоставляемые лицам с инвалидностью или семьям имеющих в своём составе лиц с инвалидностью, должны соответствовать требованием доступности.

 Глава 11.Участие в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом

 Статья 37. Право лиц с инвалидностью на  культурную жизнь, проведения досуга, отдыха и занятие спортом.

 1)Государства  признает право лиц с инвалидностью участвовать наравне с другими гражданами в культурной жизни общества. В целях обеспечения реализации данного права, государства принимает следующие меры к тому, чтобы лица с инвалидностью:

 а)имели доступ к произведениям культуры в доступных форматах.

 б)имели доступ к телевизионным программам, фильмам, театру и другим культурным мероприятиям в доступных форматах.

 в)имели доступ к таким местам культурных мероприятий или услуг, как театры, музеи, кинотеатры, библиотеки и туристические услуги, а также имели в наиболее возможной степени доступ к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость.

 г) имели доступ к спортивным объектам и возможности занятия спортом.

 Статья 38. Обеспечение права лиц с инвалидностью, на участие в культурной жизни, проведение досуга, отдыха и занятие спортом.

 1) Государственные органы власти, организации и предприятия независимо от форм собственности, обязаны обеспечить лицам с инвалидностью доступность  к культурным ценностям, объектам исторического и национального достояния, туристическим и спортивным объектам, а также к объектам для проведения досуга и отдыха, путём создание доступности указанных объектов.

 2) Государственные органы власти, организации и предприятия независимо от форм собственности обязаны обеспечить лицам с инвалидностью доступность к телевизионным программам, фильмам, театру и другим культурным мероприятиям в доступных форматах.

 3) Театры, музеи, кинотеатры, библиотеки,парки отдыха и досуга, туристические объекты, а также памятники  и объекты исторического и национального достояния, должны быть доступны к использованию  лицами с инвалидностью.

 4) В целях обеспечения доступа лиц с инвалидностью к культуре, спорту и туризму государственные органы власти, организации  и предприятия независимо от форм собственности, с участием общественных организации инвалидов, обязаны принимать следующие меры:

 a) поощрять участие лиц с инвалидностью и их семей в культурных, спортивных и туристических мероприятиях.

 б) организовывать в партнерстве с общественными объединениями инвалидов, мероприятия и деятельность культурного, спортивного и развлекательного назначения.

 в) обеспечивать необходимые условия и возможности лицам с инвалидностью занятием спортом и проведение спортивных соревнований.

 г) поощрять и поддерживать общественные организации инвалидов, деятельность которых направлена на вовлечения лиц с инвалидностью занятию спортом и  включению их в культурную жизнь общества.

 д) поощрять  и пропагандировать как можно более полное участия лиц с инвалидностью в обще профильных спортивных мероприятиях на всех уровнях.

 е) обеспечивать, чтобы лица с инвалидностью имели доступность к услугам тех, кто занимается организацией досуга, туризма, отдыха и спортивных мероприятий.

 5) предприятия и организации независимо от форм собственности обеспечивают доступность  лицам с инвалидностью, к культурным, туристическим объектам и спортивным комплексам на бесплатной основе.

 6) предприятия и организации не зависимо от форм собственности предоставляют спортивные залы и помещения, для занятия лицами с инвалидностью, спортом и проведение спортивных соревнований на бесплатной основе.

 Глава 12. Права лиц с инвалидностью на создание семьи.

 Статья 39 – Уважение дома и семьи

 1) Лиц с инвалидностью, достигшие брачного возраста, имеют права вступать в брак и создавать семью.

 2) Не допускается дискриминации в отношении лиц с инвалидностью,  во всех вопросах, касающихся брака, семьи, отцовства, материнства и личных отношений, наравне с другими.

 3) Государства обеспечивает, чтобы дети с инвалидностью имели равные права в отношении семейной жизни. Для реализации этих прав и недопущения сокрытия детей с инвалидностью, их оставления, уклонения от ухода за ними и их сегрегации государства обязуются с самого начала снабжать детей с инвалидностью и их семьи всесторонней информацией, услугами и поддержкой.

 4) Ни при каких обстоятельствах ребенок с инвалидностью не должен разлучаться со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда по решению суда определено, что такое разлучение необходимо в высших интересах ребенка. Ни при каких обстоятельствах ребенок не может быть разлучен с родителями по причине инвалидности либо самого ребенка, либо одного или обоих родителей.

 5)  В случае, когда ближайшие родственники не в состоянии обеспечить уход за ребёнком с инвалидностью, государственные органы организовывают альтернативный уход за счет привлечения  родственников, а при отсутствии такой возможности, за счет создания семейных условий для проживания ребенка в специализированном учреждений.

 6) Государственные органы оказывают лицам с инвалидностью надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей. Семьям имеющие в своем составе лиц с инвалидностью в первоочередном порядке оказывается  материальная и иная помощь, в том числе помощь в улучшение жилищных условий и приобретений транспортных средств.

 Глава 13. Достаточный жизненный уровень

 Статья 40. Права лиц с инвалидностью на достаточный жизненный уровень и социальную зашиты.

 1) Государства признают право лиц с инвалидностью на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду, жилище, медицинский уход, необходимое социальное обслуживание и на непрерывное улучшение условий жизни, которое необходима для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

 2)Государства признают право лиц с инвалидностью на социальную защиту и на пользование этим правом без дискриминации по признаку инвалидности.

 Статья 41. Обеспечение права лиц с инвалидностью на достаточный жизненный уровень

 1) Государство оказывает помощь лицам с инвалидностью и их семьям, с целью покрытия связанных с инвалидностью расходов, включая обучение, консультирование, приобретения транспортных средств, улучшения жилищных условий, а также  патронажный уход.

 2) Размер пенсий и пособии выплачиваемых лицам с инвалидностью, не может устанавливаться ниже, чем размер минимального прожиточного минимума (минимальной потребительской корзине).

 3)Исходя из уровня инфляции, ежегодно производиться индексация пенсий и пособий выплачиваемых лицам с инвалидностью.

 4)Денежные и материальные средства, получаемые лицами с инвалидностью, в качестве материальной и благотворительной помощи, освобождаются от налогообложения.

 5) Учитывая, что средства связи, в том числе и интернет, являются,  средством общения и социальной реабилитации (интернет, смс сообщения для глухих, специальные компьютерные программы для незрячих), для лиц с инвалидностью устанавливаются льготы по использованию средствами связи и информации, согласно законодательства Республике Узбекистан.

 6) Лица с инвалидностью 1 и 2 группы  бесплатно пользуются городским пассажирским транспортом (кроме такси)

 7) Лица с инвалидностью 1 и 2 группы  имеют право приобретать автомобили в кредит, без оплаты первоначального взноса. С включением суммы первоначального взноса в общую сумму  кредита с увеличением срока погашения.

 Статья 42. Право лиц с инвалидностью на социальную защиту

 1) Лица с инвалидностью независимо от места жительства, категорий и групп инвалидности имеют равные возможности в получении пенсий, пособий, социальных льгот и услуг, без дискриминации по признаку инвалидности.

 2) Право лиц с инвалидностью на социальную защиту возникает с момента установления соответствующим уполномоченным государственным органом группы инвалидности.

 3) Социальные права,  и виды социальной зашиты инвалидов, регулируются Законом  «О социальной защищённости инвалидов в Республике Узбекистан»

 4) Лица с инвалидностью имеют право на первоочередное получение государственных услуг и  обслуживание в государственных и иных организациях.

 Глава 14. Координация деятельности государственных органов по обеспечению реализации прав лиц с инвалидностью.

 Статья 43. Создания межведомственного координационного комитета по правам лиц с инвалидностью.

 1) В целях координации деятельности государственных органов по обеспечению и реализации государственной политики по зашиты прав лиц с инвалидностью, при Кабинете Министров Республике Узбекистан,  создаётся межведомственный координационный комитет по правам лиц с инвалидностью, с участием представителей общественных организаций инвалидов;

 2) В состав, координационного совета входят представители законодательных и исполнительных органов власти, а также представители общественных объединений инвалидов, ученых и специалистов.

3) Персональный состав и положение о деятельности межведомственного координационного комитета по правам лиц с инвалидностью утверждается Кабинетом Министров Республике Узбекистан.

Статья 44. Общественные слушание о положение лиц с инвалидностью.

1) Ежегодно проводятся парламентские публичные слушание  доклада о положении лиц с инвалидностью и мерах по усилению государственной поддержки защиты прав лиц с инвалидностью, с участием профильных министерств, ведомств и представителей общественных организаций инвалидов.

2) По результатам общественных слушаний вырабатываются меры и принимаются государственные программы по дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере обеспечения государственной поддержки лиц с инвалидностью.

Глава 15. Статистика и сбор данных

Статья 45. Статистический учёт жизнедеятельности инвалидов.

1) В целях принятие эффективных стратегий и программ,  направленных на совершенствования государственной политике в сфере зашиты прав лиц с инвалидностью, а такжеосуществления мониторинга за социальным положением лиц с инвалидностью, государственный комитет по статистике,  проводит регулярный сбор комплексных статистических данных охватывающий все сферы жизнедеятельности лиц с инвалидностью.

2)Комплексная статистика оположенийлиц с инвалидностью, должна включать в себя все сферы жизнедеятельности лиц с инвалидностью,позволяющая проводить полноценный анализ, выявлять насущные проблемы, оценивать положение различных групп лиц с инвалидностью, вести отдельный учёт наличие условий доступности физической среды.

3) Всеохватывающая статистика жизнедеятельности лиц с инвалидностью должна включать в себя том числе; пол, возраст, место проживания, группу инвалидности, образования, трудоустройства, потребности в жилье и улучшение жилищных условий, транспортных и  реабилитационных средствах,занятие спортом, вовлеченность в общественную, политическую и культурную жизнь, а также  другие сферы жизнедеятельности инвалидов.

4) Статистические данные оположений лиц с инвалидностью должны быть доступные для лиц с инвалидностью, а также их организации и предоставляться на бесплатной основе.

 Глава 16. Заключительные положения

 Статья 46. Вступление в силу настоящего Закона

 Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>