Не упустите шанс улучшить качество жизни лиц с инвалидностью

IMG_2366

Проект закона «О правах лиц с инвалидностью» носит отсылочный характер и должен быть конкретизирован. Нельзя упускать шанс улучшить качество жизни лиц с инвалидностью, пишет Ойбек Исаков.

Лица с инвалидностью сталкиваются со множеством вызовов:

  • отсутствие инклюзии во всех сферах общественной жизни (отсутствие доступа к социальной инфраструктуре, услугам и информации);
  • трудности с трудоустройством, стереотипы и стигмы в обществе как результат медицинского и благотворительного подхода к решению проблем лиц с инвалидностью — в отсутствие социального подхода;
  • отсутствие государственных стандартов на производимые и закупаемые технические реабилитационные средства;
  • отсутствие полноценной статистики по лицам с инвалидностью.
  • финансовая не устойчивость общественные организации инвалидов
  • не вовлеченность лиц с инвалидностью и их организаций на уровне принятия решений и политические процессы;

В целях устранения барьеров, с которыми сталкиваются лица с инвалидностью, 1 августа 2017 года, было издано распоряжение президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственной поддержки инвалидов». В нем обозначен ряд системных проблем в сфере социальной зашиты инвалидов, в частности:

  • отсутствие комплексной системы учета инвалидов,которое не позволяет осуществлять мониторинг за социальным положением инвалидов и своевременно оказывать им необходимую медико-социальную помощь;
  • применяемые при проведении медико-социальной экспертизы критерии для установления инвалидности основываются на методике 40-летней давности, что усугубляется также отсутствием углубленных научных исследований в данной сфере;
  • действующая система образования и трудоустройства инвалидов не отвечает современным требованиям. Вовлеченность инвалидов в трудовую деятельность составляет в среднем 2%, что свидетельствует о неудовлетворительной работе ответственных ведомств;
  • должным образом не обеспечен доступ инвалидов в спортивные, культурные, образовательные и другие социальные объекты, позволяющие обеспечить их содержательный досуг;
  • отсутствиеобеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к общественному транспорту, объектам социальной и другой инфраструктуры, в результате чего отсутствуют условия интеграции инвалидов в общественную жизнь.

Для улучшения качества жизни инвалидов, оказания им всестороннего содействия в получении образования и трудоустройстве была образована Комиссия по подготовке предложений, направленных на кардинальное совершенствование системы государственной поддержки инвалидов. Результатом работы комиссии стало издание первого декабря 2017 года указа президента № УП-5270 и Программы комплексных мер по дальнейшему совершенствованию системы поддержки лиц с инвалидностью и усилению гарантии зашиты их прав и свобод. Пунктом 1 данной программы до 1 августа предусмотрена разработка проекта закона «О правах лиц с инвалидностью», учитывающего международные стандарты и требования Конвенции ООН о правах инвалидов.

В целях реализации этого пункта были разработаны четыре проекта закона, в частности проекты Минздрава, Национального центра по правам человека, Народно-демократической партии и Ассоциации инвалидов. Для выработки единого проекта при Минздраве была создана рабочая группа, которая взяла за основу проект, разработанный Ассоциацией инвалидов. После обсуждений рабочая группа выработала единый законопроект, и Ассоциация инвалидов надеялась, что он будет окончательным и предоставлен в Кабинет Министров.

Однако проект закона, утвержденный на заседании рабочей группы, был полностью изменен без участия представителей Ассоциации инвалидов, в обход рабочей группы, и теперь в Кабинет Министров предлагается внести проект закона, который не соответствует интересам лиц с инвалидностью и не содержит механизмов реализации его положений, статьи которого носят декларативный и отсылочный характер.

Например: В варианте рабочей группы в статье 11 «Обеспечение доступности транспортных средств общего пользования» записано: «В целях создания беспрепятственного доступа лиц с инвалидностью к транспортным средствам общего пользования предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, независимо от форм собственности, при участии общественных объединений инвалидов обязаны обеспечить доступность транспортных средств общего пользования для всех категорий лиц с инвалидностью». Минздрав добавляет слово «поэтапно». Оно не имеет сроков исполнения, к тому же, согласно указу президента требование доступности к транспортным организациям вступило в действие незамедлительно с 1 апреля текущего года. Также хотелось бы напомнить, что требование о созданий доступности физической среды содержится в законодательстве, в частности в СНИПе (строительные нормы и правила) — с 1995 года, в законе «О социальной защищенности инвалидов» — с 1991 года. Возникает вопрос: сколько можно исполнять данное требование законодательства «поэтапно»?
В статье 20 варианта рабочей группы указано: «В целях установления социального партнерства между государственными органами и общественными организациями инвалидов, при министерствах и государственных учреждениях, занимающихся вопросами социальной зашиты лиц с инвалидностью, а также при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента создаются общественные советы по вопросам социальной зашиты лиц с инвалидностью». Минздрав заменяет слово «создаются» на «могут создаваться». Слова «могут создаваться» не обязывают исполнять данного указание. Они перечеркивают весь механизм реализации, в Госпрограмме-2018 предусматривается обязанность госорганов создавать общественные советы. К тому же, недавно вышло постановление президента, в котором дается поручение государственным организациям в обязательном порядке создавать общественные советы.

В статье «Обеспечение доступности информации» в варианте рабочей группы указывается: «Государство гарантирует лицам с инвалидностью реализацию прав на получение и передачу информации и обеспечивает (здесь и далее выделение ред.) лиц с инвалидностью информацией, предназначенной для широкой публики, в доступных форматах и с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности». Варианте Минздрава указывается: «Государство через компетентные органы государственного управления содействует доступу лиц с инвалидностью к информации». Слова «обеспечение» и «содействие» имеют разные значения, к тому же, непонятно, кто является «компетентными органами государственного управления», содействующими в получении информации. В Конвенции ООН о правах инвалидов четко указывается, что государственные органы обеспечивают инвалидов информацией в доступных для них форматах.

Используя слова, «могут создаваться» в проекте закона разработанного Минздравом сведены к нулю положение о созданий при Кабинете Министров Республике Узбекистан координационного совета по вопросам инвалидности, а также учреждение должности уполномоченного по правам лиц с инвалидностью (Омбуцмена). Создание данных органов соответствует международным стандартам и требованием конвенции о правах инвалидов.

Таких нестыковок и противоречий очень много в законопроекте, предложенном Минздравом, поэтому он не отвечает международным стандартам и нормам, закрепленным в Конвенции о правах инвалидов. К сожалению, многие инициативы и идеи президента теряются в подобных проектах законов и подзаконных актах. Представители Минздрава аргументируют свою позицию тем, что проект закона, разработанный ассоциации инвалидов потребует для его реализации много денег с государственного бюджета. Ассоциация инвалидов не согласна с данной аргументацией по двум причинам: во-первых: ни кто не подсчитывал бюджет реализации проекта закона,

во-вторых:  любой закон без обеспечение финансовыми ресурсами является декларативным и мертворожденным. Но самое главное если мы сегодня примем закон не отвечающей международным стандартам и требованием конвенции о правах инвалидов, то завтра после ратификации конвенции нам опять придется разрабатывать законодательство соответствующего требованием конвенции.

Несмотря на принятие государством гарантий, по созданию условий для интеграции людей с ограниченными возможностями в общество и пилотирование проектов по инклюзивному образованию, реализация интересов данной категории населения происходит в рамках так называемой медицинской модели.

Суть данной модели — приспособление людей с ограниченными возможностями к имеющейся среде. Между тем, мир давно переходит к социальной модели, суть которой — создание без барьерной среды, т. е. таких условий, чтобы люди с ограниченными возможностями не приспосабливались, а чувствовали себя полноценными членами общества.

Лица с инвалидностью благодарны президенту и правительству за проводимую политику в сфере защиты наших прав, но нам приходится с огромными усилиями «пробивать» принципы инклюзивного общества в проекты нормативных актов, сталкиваясь с устаревшим мышлением и непониманием сущности проводимых преобразований происходящих в стране. Мы не хотим упускать шанс улучшить законодательство в сфере защиты прав лиц с инвалидностью. Проект закона «О правах лиц с инвалидностью» должен в первую очередь отвечать интересам лиц с инвалидностью и соответствовать требованиям и положениям Конвенции о правах инвалидов. Ассоциация инвалидов предлагает Минздраву создать согласительную комиссию, чтобы устранить все разногласия по проекту закона о правах лиц с инвалидностью, и выработать проект закона отвечающий потребностям лиц с инвалидностью, видь закон, в конце концов, разрабатывается для этой категории наших граждан.

17.июля 2018 год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>