Доклад на тему: «Роль ННО в процессе ратификации и имплементации Конвенции ООН о правах инвалидов» Докладчик: Исаков Ойбек Юсуфбекович. Узбекское общество инвалидов. 07.05.2014 г.

Правам людей с инвалидностью в нашей стране в последнее время уделяется все больше внимания. В большей степени это связано с появлением в 2006 г. Конвенции ООН «О правах инвалидов», которую Узбекистан подписал в 2009 году. В настоящее время на государственном уровне проводится работа по подготовке к ратификации Конвенции.

По официальные статистики в республике проживают 780 тысяч людей с инвалидностью.

Лица с инвалидностью в своя жизнедеятельность сталкиваются со следующими вызовами:

-Отсутствие доступа к социальной инфраструктуре

-Отсутствие доступа к услугам и информации

-Трудности с трудоустройством, дискриминация лиц с инвалидностью в сфере занятости

-Ограничение доступа к образованию и удовлетворению социально-культурных и спортивных потребностей

-Изоляция Лиц с инвалидностью, институционализация

-Стереотипы и стигматизации общества (медицинский и благотворительный подходы)

-Не вовлеченность инвалидов и их организаций к разработке общественных и государственных программ

-Отсутствие полноценной статистики, охватывающий все сферы жизнедеятельности инвалидов

-Отсутствие инклюзии во всех сферах общественной жизни

-Финансовая неустойчивость общественных организаций инвалидов

-Низкий организационный потенциал общественных организаций инвалидов

-Не вовлеченность общественных организаций инвалидов на уровне принятия решений, а также в политические процессы.

– Низкий уровень информации о лицах с инвалидностью, среди всех слоев об­щества, в том числе, в семьях, в структурах, обеспечивающих услуги для лиц с инвалидностью, а также в государственных органах.

 

По оценки Всемирной организации здравоохранения в каждой стране не менее 10-15% населения составляют граждане с инвалидностью. Во многих странах инвалиды сталкиваются с дискриминацией, их возможности остаются без внимания, а их способности недооцениваются. Они не получают в нужной мере образование и услуги здравоохранения, в которых они нуждаются, и они исключены из жизнедеятельности общества. Конвенция ООН «О правах инвалидов» является ответом на эти вызовы. Конвенция является «Дорожной картой» для правительства показывая, что нужно делать, чтобы граждане с инвалидностью имели возможности пользоваться своими правами, на равнее с другими гражданами.

Важно понять, что права, предусмотренные этой Конвенции, не являются новыми правами. Это те же самые права человека, закреплённые во Всеобщей декларации о правах человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребёнка, и другими международными договорами, которые Узбекистан ратифицировал и претворяет в жизнь.  В Конвенции разъясняется и определяется, каким образом все категории прав могут быть применены к лицам с инвалидностью, указываются области, которые требуют внесения изменений, позволяющих лицам с инвалидностью эффективно осуществлять свои права, и области, в которых их права нарушаются и в которых необходимо укрепить правозащитные механизмы.

Задачей Конвенции является детальное изложение прав лиц с инвалидностью и определении порядка их осуществления. В Конвенции более не заостряется внимание на усматриваемой «неправильности» человека, когда в нарушении здоровья видится неполноценность или порок. Напротив, проблема инвалидности рассматривается в Конвенции «как патология общества», т.е. как следствие неспособности обществ охватить всех без исключения граждан и впитать в себя индивидуальные различия.  Конвенция требует от нас иного подхода. Инвалидность не изъян человека, а изъян социальной среды, создающий и поддерживающий средовые барьеры, препятствующие полноценной жизнедеятельности лиц с инвалидностью. Это не человеку надо присваивать инвалидность и получать индивидуальный план реабилитации, это нашим домам, нашему транспорту, нашей системе образования и трудоустройства надо поставить степень инвалидности и оснащать их средствами реабилитации. Это вина общества, что мы не можем использовать в развитии страны потенциал огромного числа наших сограждан с инвалидностью.

Основной философией Конвенции ООН «О правах инвалидов» является создания инклюзивного общества, то есть создание такого общества где всем гражданам будут созданы равные возможности для реализации ими своих прав.

Законодательство Узбекистана в целом в достаточной степени обеспечивает права лиц с инвалидностью и глобальных изменений не требует, но к сожалению, законы не находят своего практического применения, ратификация Конвенции станет катализатором в реализации внутренних законодательных норм, направленных на соблюдение прав лиц с инвалидностью. Так как государства, которые ратифицируют конвенцию, берут на себя обязанность её реализации, и в установленные сроки периодически отчитываются перед контрольными органами ООН, за проделанную работу по реализации и имплементации конвенции.

В принципе конвенция ООН «О правах инвалидов» на самом деле не обязывает Узбекистан делать то, чего нет в национальном законодательстве.

Если мы хотим повысить качества жизни людей с инвалидностью, а также вовлечь и включить их в жизнедеятельность общества, тогда мы должны выступать за ратификацию Конвенции ООН «О правах инвалидов».

После ратификации Конвенции начнется вторая часть работы: имплементация Конвенции в национальное законодательства и приведение законодательства в соответствия с требованиями Конвенции. Процесс претворения в жизнь Конвенции охватит длительный период. Он требует проведение множество государственных и общественных мероприятий, обширной разъяснительной кампании среди населения и на всех этапах реализации активного, возможно более ответственного вовлечения общественных организации инвалидов в качестве экспертов, так как лица с инвалидностью являются лучшими экспертами своей жизни. После ратификации Конвенции, общественные организации инвалидов, будут представлять в Комитет ООН по правам инвалидов в соответствии с положениями статей 33, 34, 35 Конвенции альтернативные доклады по реализации Конвенции и участвовать в мониторинге её исполнения. Здесь открывается широкое поле деятельности для общественной организации инвалидов, которые могут и должны выступать в качестве инициаторов пересмотра законодательных и подзаконных актов, разрабатывая и предлагая собственные проекты документов, затрагивающих интересы и права лиц с инвалидностью.

В настоящий момент для общественной организации инвалидов на первый план выходит активизация своей деятельности с целью приведения законодательства и практики в соответствии с положениями Конвенции. В данном контексте анализ нарушений прав людей с инвалидностью и состояния действующего законодательства необходим для того, чтобы понять, какие именно действия необходимо осуществить законодателю и правоприменителю в первоочередном порядке, чтобы положения Конвенции о правах инвалидов после ее ратификации были успешно имплементированы в наше законодательство.

В Преамбуле Конвенции указывается что «инвалиды должны иметь возможность активной вовлеченности в процессы принятия решений относительно стратегий и программ, в том числе тех, которые их прямо касаются» Для реализации принципа «Ничего о нас без нас» необходимо на

законодательном уровне, закрепить обязательность привлечения общественных организации инвалидов к решению любых вопросов, связанных с жизнедеятельность лиц с инвалидностью, разработать четкие механизмы такого участия и ввести ответственность за нарушение установленных норм.

В целях создание необходимых условий, для ратификации Конвенции ООН «О правах инвалидов» и её имплементации, общественные организации инвалидов, в первые в истории гражданского общества, самостоятельно разработали проект, Национального плана действии по имплементации Конвенции ООН «О правах инвалидов».

Разработанный проект национального плана действии, состоит из более 80-ти пунктах, охватывающих все сферы жизнедеятельности инвалидов.

Проект НПД был предоставлен в профильные министерства и ведомства, для его анализа и внесение предложений. Практически все профильные министерства положительно отреагировали на проект документа и внесли свои предложения, которые были учтены при доработке проекта НПД.

Реализация национального плана действии   позволит создать условия для имплементации Конвенции ООН «О правах инвалидов», в частности:

  1. В настоящие время в действующим законодательстве отсутствуют, такие понятия изложенные в Конвенции как: «дискриминация по признаку инвалидности», «разумное приспособление», «универсальный дизайн», «общения», «язык», «инклюзивное образование», «абилитация» и.т.д. Не определён статус и сфера применение языка жестов. Определение инвалид изложенное в Законе «О социальной защищенности инвалидов», противоречит определению «инвалид» изложенное в Конвенции. и.т.д.   Приведение национального законодательства в соответствие с положениями Конвенции, и совершенствование нормативно-правовой базы по социальной защите инвалидов, создадут правовые условия для имплементации Конвенции.
  2. Принятие государственных программ, «Доступная физическая среда», «Государственной программы по социальной реабилитации инвалидов», территориальных программы «создание рабочих мест лицам с инвалидностью, и их трудоустройства», принятие закона «О социальных предприятиях», создадут условия для реализации ст. 9, 26, 27. Конвенции.
  3. Совершенствование системы медико-социальной экспертизы, с учетом положений Международной классификации функционирования (МКФ).

Позволит перейти на международные стандарты определение инвалидности, отвечающих требованием Конвенции.

4.Принятие положение Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об инклюзивном образование», создаст условия для реализации ст.24 Конвенции.

  1. Разработка и принятие законопроекта «О персональных помощниках и социальных услугах», создаст условия для имплементации ст.20 Конвенции.
  2. Создание при Кабинете Министров Республики Узбекистан, межведомственного координационного комитета по делам инвалидов, с целью координации различных государственных учреждений, министерств и ведомств по осуществлению Конвенции, а также проведение мониторинга ее исполнение. Вовлечение в этот процесс общественных организации инвалидов, позволит имплементировать ст. 33 Конвенции.
  3. Совершенствование информационно-просветительской работы по различным проблемам инвалидности, формированию позитивного отношения общественности к инвалидам. Проведение данных мероприятий будет способствовать имплементации ст. 8 Конвенции.

 

  1. Создание Государственного параолимпийского комитета, позволит поднять решение вопросов привлечение инвалидов к спорту на государственный уровень. В результате появиться возможность реализации ст.30 Конвенции.
  2. Создание специализированного учебно-методический центр для подготовки социальных работников оказывающих, услуги инвалидам поможет имплементировать ст.20 Конвенции.

 

Реализация конвенции в конечном счете создаст инклюзивное общества.

Конечно же мы все являемся реалистами и не питаем иллюзии что сразу после ратификации конвенции произойдут какие-то чудеса в социальной жизни инвалидов, так как понимаем, что, после ратификации предстоит огромная работа, в том числе и со стороны общественных организации инвалидов, по имплементации, реализации, а также мониторингу Конвенции.

Однако после ратификации Конвенции, по крайней мере, мы начнём двигаться, в вопросах социальной зашиты инвалидов, из прошлого в будущее, а не наоборот.  Люди с инвалидностью хотят, чтобы к ним относились не как к бремени, а как к ресурсу, который в состоянии вносить свой вклад, в развитии общества и государства.

 

Исаков Ойбек. 07.05.2014 г.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>