Рекомендации по освещению образа человека с инвалидностью в СМИ, на телевидении и в кинофильмах.

Рекомендации по освещению образа человека с инвалидностью в

СМИ, на телевидении и в кинофильмах.

 

Автор: Исаков Ойбек Юсуфбекович.

E-mail: rais-2003@mail.ru

 

Вопросы социальной интеграции людей с ограниченными возможностями во все сферы общественной жизни в последние годы становятся все более актуальными, так как Узбекистан 27 февраля 2009 г.  подписал Конвенцию Организации Объединенных Наций «О правах инвалидов». Конвенция – это первое соглашение по правам человека, принятое специально для инвалидов, которая осуществляет универсальное юридическое признание того, что лица с ограниченными возможностями являются не объектами благотворительности, а обладателями прав и объектами изменений для развития. Конвенция закрепляет социально-правовой подход к инвалидности, по которому человек является инвалидом не по причине нарушения здоровья, а прежде всего из-за барьеров, с которыми он сталкивается. А у нас традиционно инвалидность связана с медицинскими аспектами и расценивается как болезнь и нетрудоспособность. Тогда как Конвенция определяет инвалидность как проблему деятельности человека в условиях ограничений, созданных обществом. Причем “барьерами” считаются не только технологическая неприспособленность для инвалидов зданий, учреждений, транспорта, информационных услуг, но и основанное на отрицательных стереотипах и предубеждениях отношение к инвалидам.

Основной целью Конвенции «О правах инвалидов» является создания инклюзивного общества. То есть создание такого общества, где всем гражданам, в том числе и гражданам с инвалидностью, будут созданы равные возможности для реализации ими своих прав.

Сильным обществом может быть только инклюзивное общество, а, инклюзия общества начинается с отношения общества к лицам с инвалидностью, с вертикали и по горизонтали, отношения же общества к лицам с инвалидностью формируют средства массовой информации, телевидения и кинофильмы.

До сих пор большинство людей находится во власти стереотипов по отношению к людям с инвалидностью. Для просвещения общества очень эффективно использовать СМИ, аудиовизуальные средства, в том числе и телевизионные программы (фильмы, сериалы, социальные ролики, передачи), которые бы показывали зрителям наглядные примеры и возможности активной жизни людей с инвалидностью, разнообразие их интересов.

Очень часто СМИ видят свою задачу в том, чтобы вызвать у публики жалость и сочувствие к инвалидам, получить для них финансовую поддержку. Всячески подчеркиваются сложности, вызванные нетрудоспособностью, трудности работы людей с ограниченными возможностями и мало освещается положительный опыт — достижения инвалидов в труде, их успехи в жизни.

Акцент делается на том, как отважен человек в преодолении своего недуга, либо на том, какой травмой для семьи становится появление на свет неполноценного ребенка. Человек с разного рода физическими недостатками предстает в виде жалкого несчастного существа. Очень редко люди с инвалидностью представлены как профессионалы, участвующие в общественно значимых событиях, в принятии решений.

Литература, кино и популярные СМИ традиционно предоставляли фразы «инвалидности», выставляли людей причудливыми неполноценными, беспомощными или героическими калеками, что лишь усиливало стереотип патологии. Сегодня люди с ограниченными возможностями становятся активно действующими социальными субъектами, выдвигают требования не только равных возможностей в сфере образования и занятости, но и права на самоопределение.

В сознании многих граждан по отношению к инвалидам преобладают стереотипы. У большинства людей слово инвалид ассоциируется с понятием безнадежно больной.  Журналисты – часть и продукт нашего общества – также находятся во власти этих стереотипов. Однако пресса является довольно сильным средством, с помощью которого можно сокрушить стереотипы. И именно поэтому так важно переубедить журналистов, сделать так, чтобы они приняли социальный подход к инвалидности, (социальный подход основан, на том, что не болезнь делает инвалида, беспомощным, а окружающая физическая среда и отношения общества). Если журналисты станут считать, что человека делает инвалидом не болезнь, а условия (окружающая физическая среда и отношения людей), то они смогут убедить в этом свою аудиторию. Что касается самих журналистов, то их человеческая позиция ненамного отличается от стереотипов в обществе. В большинстве своем журналисты с темой инвалидности знакомы слабо и из-за постоянной нехватки времени не стремятся углубиться в тему. Даже такую кричащую тему, как недоступная физическая среда для инвалидов сводят до проблемы отсутствие пандусов показывая, что, это лишает инвалидов возможности посещать магазины, театры.  Журналисты в своих статьях или репортажах не раскрывают проблему физической доступности окружающий среды до конца, связь этой проблемы, со всеми сторонами жизни, в том числе и с правом иметь равные возможности на участие в жизни общества.

Например, журналисты могли бы изучить и освятить в своих работах такие проблемы, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью как, социальная защита, доступ к образованию, информации и здравоохранению, доступ к правосудию, реализация избирательных прав лицами с инвалидностью, недоступность окружающей среды, отсутствие вспомогательных средств. Особо сложным вопросом является инвалидность среди женщин, их прячут и их стыдятся.

Освещение в СМИ тематики инвалидности крайне редко и, в основном, приурочено к определенным датам, чаще всего к 3 декабрю международному дню инвалидов. При чтении статей об инвалидах создастся двойственное мнение: либо инвалид – это бедный человек – исковерканной судьбой, либо герой, борющийся за выживание. Одна девушка, кстати, инвалид первой группы, с усмешкой вспоминала, что в одной из статей она предстала удивительной героиней, решившейся на рождение ребенка. Но ведь рождение ребенка – это всего лишь законы природы и ничего в этом удивительного нет, – утверждала она.

Аналогичная ситуация сложилась и на электронных СМИ, в кинофильмах и театрах. Недавно я лично был свидетелем, когда в одном столичном театре шел спектакль, сюжет которого состоял в том, что одну молодую девушку решили выдать замуж за незнакомого ей мужчину, которого она не любит. С целью вызвать у этого мужчины отвращения к ней, она на первом свиданий изображает из себя женщину инвалида (с диагнозом ДЦП.). Зрители умирали со смеху, спектакль имел большой успех.  Но не режиссёр, ни артисты, ни разу не задумались, какой же успех они имеют у тех женщин с инвалидностью, которых они изображали, на потеху публики. Они забыли одну жизненную истину, что от инвалидности никто не застрахован и что, каждый человек может оказаться в положении инвалида.

Многие телерепортажи, посвященные инвалидам, рассказывают об их творческих способностях или спортивных достижениях (либо каких-то сверх способностей). Предваряя сюжет, диктор заранее готовит аудиторию говоря, что сейчас пойдет речь об удивительном, смелом человеке, который делает то, что не могут и многие здоровые люди. Однако крайне редко в сюжетах показана обычная жизнь и условия (если они не ужасающие), которые необходимы для того, чтобы человек не чувствовал себя инвалидом, жил, работал и учился так же, как и его окружающие». Многие здоровые люди не понимают, что жизнь с инвалидностью – это жизнь, которой можно наслаждаться, что и с инвалидностью можно жить полноценной жизнью.

СМИ очень слабо освещают деятельность общественных организаций инвалидов, они в основном рассказывают информационно о проводимых праздничных мероприятиях, но не рассказывают о целях, мисси, проблемах или успехах, той или иной общественной организации инвалидов (которых на сегодняшний день насчитывается более 80), отсутствуют репортажи или статьи, о лидерах и активистах организаций инвалидов. Хотя каждый из этих людей имеет свою уникальную и позитивную историю успеха, которая могла бы послужить примером для других. Ведь для многих лиц с инвалидностью, особенно, детям инвалидам, очень важно иметь пример человека с инвалидностью, который сделал успешную карьеру или добился каких-либо успехов на работе или в личной жизни. Если они не видят истории успехов лиц с инвалидностью, то теряют надежду и отказываются от мечты с самого юного возраста. Очень важным шагом на пути решения проблем людей с инвалидностью, является изменения сознания общества, чтобы общества относилась к людям с инвалидностью, не как к бремени, а как к ресурсу, который хочет и может приносить пользу обществу и государству.

 

Журналисты должны взять за правило видеть в инвалиде в первую очередь человека, а уж потом – больного и «ущербного». Этому способствует и американская терминология people-first, которая подчеркивает необходимость персонифицировать выражения, связанные с инвалидностью. Например, «человек с инвалидностью», «человек с трудностями в общении» и т. п. Здесь следует еще раз подчеркнуть, что инвалидность – препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими

в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни. То есть, инвалидность – одна из форм социального неравенства.

Она – социальное, а не медицинское понятие. А в контексте социальной модели инвалидности логично и вполне уместно использовать соответствующую терминологию. В то же время общение журналистов с такими людьми требует особого внимания и такта. Американские психологи даже разработали рекомендации для журналистов, как говорить с инвалидами:

 

  1. Обращаться к инвалидам напрямую, даже если есть переводчик.
  2. Говорить с инвалидами нормальным голосом; если вас не поймут или не услышат, вам об этом дадут понять.
  3. С умственно отсталыми людьми лучше беседовать медленно, негромко, простыми, понятными фразами. Однако такой язык вовсе не должен быть нарочито детским.
  4. С инвалидом в коляске говорить лучше, сидя на стуле или на корточках, чтобы лицо было на уровне глаз вашего собеседника; на колени вставать не следует – это может показаться ему унизительным.
  5. При подаче информации стараться избегать стереотипов, излишней героизации; не преувеличивать страдания и не возводить инвалида

на пьедестал, когда речь идет о вполне посильных занятиях, например, о вождении им машины;

  1. Деликатно использовать лексический ряд. По возможности стараться объяснять медицинские термины.

 

Журналисты должны в своей практике использовать прием, когда люди с различными видами инвалидности выступают от себя. Разговор от первого лица («я», «мы») практически всегда более интересен и часто приносит больше удовольствия или эмоций, чем его передача в третьем лице. Журналисты должны определить ролевые модели. В качестве таковых в СМИ должны выступать «сами инвалиды. В различных сферах деятельности показывать инвалидам, их детям и обществу, что они могут многого добиваться, а не только наблюдать за происходящим. Таким образом, любой человек имеет больше шансов увидеть, что люди с инвалидностью различаются по умственным способностям, личностным качествам и интересам в той же степени, что и не инвалиды.

 

Необходимо с помощью СМИ рассказывать детям о людях с ограниченными возможностями. Здоровым детям нужно видеть положительные, естественные примеры жизни лиц с инвалидностью. Они не должны бояться задавать вопросы об этом, дети должны понимать, что это естественно — быть любопытным. Большинство людей с инвалидностью сами хотят отвечать на вопросы и ценят честность.  Журналисты иногда могут, использовать юмор для передачи какого-то сообщения, особенно о представлениях, которые существуют в обществе относительно жизни людей с инвалидностью. Юмор позволяет передать сообщение, которое, если о нем рассказывать долго и серьезно, будет поучительным и неинтересным. Информация с юмором часто помнится намного дольше.

Усилия СМИ обычно более действенны, если содержат в себе информацию, которая практически поможет не инвалиду (или инвалиду) при следующей встрече с женщиной, мужчиной или ребенком с инвалидностью. Необходимо представлять людей с ограниченными возможностями, показывая их возможности и пользу, которую они могут принести обществу. В свой деятельности журналистам нужно отказаться от стереотипного мышления, будто люди с инвалидностью — иждивенцы и не способны приносить пользу обществу. Чем очевиднее достижения инвалида, тем меньше значения придается его инвалидности или отличиям от других. Людей с ограниченными возможностями необходимо представлять, как активных членов общества, а не как пассивных и несамостоятельных наблюдателей. Задача — продемонстрировать, что при равных возможностях в получении образования, профессиональной подготовки и при наличии технических средств и специальных услуг люди с инвалидностью могут многое дать своим семьям и обществу.

 

В целях улучшения освещения образа человека с инвалидностью в СМИ, на телевидении и в кинофильмах, общественные организации инвалидов разработали и предлагают следующие рекомендации:

 

  1. Представляйте людей с инвалидностью, с точки зрения их возможностей и пользы, которую они могут принести обществу. Откажитесь от стереотипного мышления, что люди с инвалидностью являются иждивенцами и не способны приносить пользу обществу.

 

  1. Людей с инвалидностью необходимо представлять, как активных членов общества, а не как пассивных и несамостоятельных наблюдателей. Задача заключается в том, чтобы показать, что при равных возможностях в получении образования, профессиональной подготовки и при наличии технических средств и специальных услуг люди с инвалидностью, могут многое дать своим семьям и обществу.

 

  1. Необходимо создавать сериалы, фильмы, телепередачи, рекламные ролики, в которых человек с инвалидностью показан рядовым членом общества и оказывается в реальных жизненных ситуациях. Человек с инвалидностью может быть, как центральной фигурой в фильме, сериале или программе, так и в эпизодах (как покупатель в магазине, клиент в банке, член семьи героя фильма/сериала). Главное – показать нестереотипный образ человека с инвалидностью.

 

  1. Нужно не оставлять без внимания людей с ментальной инвалидностью, помимо людей незрячих, на коляске и с прочими очевидными физическими особенностями, включать в телевизионные материалы и людей с Синдромом Дауна, с аутизмом и другими формами ментальной инвалидности.

 

  1. Желательно создать институт/рабочую группу экспертов по теме инвалидности, в состав которой включить имеющих опыт взаимодействия со СМИ самих людей, имеющих инвалидность или родителей детей с инвалидностью. Задача такой группы – консультирование журналистов, других работников кино и телевидения по подаче образа человека с инвалидностью, отходящего от стереотипов с дальнейшим использованием полученных знаний при создании передач и фильмов с участием людей с инвалидностью. Использовать в этом опыт других стран, где подобные экспертные институты существуют уже долгое время.

 

  1. Необходимо увеличить число социальной рекламы на телевидении. При создании рекламы о людях с инвалидностью так же прибегать к помощи экспертов (лиц с инвалидностью), для того чтобы образ человека с инвалидностью не был стереотипным, вызывающим жалость и негатив.

 

  1. Разработать специальные правила этикета для телевидения при включении людей с инвалидностью в фильмы, сериалы, программы. Использовать при этом опыт других стран, а также правила.

 

  1. Обязательно необходимо разработать и провести серию тренингов по пониманию инвалидности для журналистов и других работников телевидения и кино. Привлекать для этого общественные организации инвалидов.

 

  1. Внедрить обучение актерской профессии людей с инвалидностью: предлагать актерским вузам специальные стипендиальные программы (не дистанционные) для молодых людей, имеющих инвалидность, имеющих желание и способности стать актерами, ведущими телепрограмм.

 

  1. Ввести обязательное консультирование актеров, не имеющих инвалидности для исполнения роли человека с инвалидностью.  К сожалению, часто мы видим в программах и фильмах образ человека с инвалидностью как человека беспомощного, больного. Либо его жизнь с инвалидностью преподносится как подвиг.

 

  1. Использовать в программах телевидения зарубежные и национальные фильмы о людях с инвалидностью.

 

  1. Оказывать государственную поддержку/поощрение/льготы телеканалам и продюсерским центрам, готовящим и демонстрирующим фильмы, сериалы и телепередачи, в которых участвуют люди с инвалидностью, а также которые привлекают людей с инвалидностью в качестве дикторов и ведущих телепрограмм.

 

  1. Ввести государственную квоту (возможно, порядка 10%) при финансировании программ и фильмов по участию в них людей с инвалидностью.

 

Журналисты особо должны обращать внимание к лексике, которую предпочитают люди с инвалидностью, когда речь идет о них. Дело не только в том, что корректный язык помогает формировать позитивный образ человека с инвалидностью, но и в том, что некоторые привычные всем слова, понятия и фразы, по сути своей, – ярлыки и оскорбительные стереотипы. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям.

Например, такие слова, как неполноценный не годятся. Но другое такое же слово или эвфемизм им тоже не подойдет. Наиболее предпочтительный термин – disabled (инвалид, человек с ограниченными возможностями), который недавно вытеснил слово handicapped (инвалид, человек, нуждающийся в помощи). Это слово впервые устраивает самих инвалидов. Другое принятое определение – человек, имеющий инвалидность – предполагает, что в первую очередь, надо назвать человека, а затем его свойства.

Новый язык инвалидности необходим не только для того, чтобы инвалиды ярче выражали свое самоощущение, но и для того, чтобы стереть, уничтожить предубеждения и стереотипы, которые существуют по отношению к ним в широкой публике. Язык важен для того, чтобы покончить с дискриминацией и стереотипами по отношению к людям с инвалидностью.

 

 

 

 

 

        Язык и правила общения с людьми, имеющими инвалидность

 

Само понятие «инвалид, инвалидный, инвалидность» наводит на мысль об отклонении от нормы, в качестве которой выступает здоровье; обычно говорят: «инвалиды и здоровые». На самом деле инвалидность – это не всегда следствие заболевания, поэтому правильнее было бы противопоставлять инвалидов и не инвалидов, а точнее, людей с инвалидностью и не имеющих инвалидность.

 

                                    Недискриминационный язык

 

Если вы говорите или пишете о людях с физическими недостатками, старайтесь употреблять нейтральные слова, тщательно подбирайте выражения. Вместо того, чтобы сказать «жертва такой-то аварии», говорите «человек, который перенес…» или «человек, с которым…».

 

Неверным является противопоставление «нормальный» – «инвалид» или «инвалид» – «здоровый», поэтому лучше говорить о людях с инвалидностью и без нее.

 

Никогда не применяйте слова «неполноценный», «отсталый», «калека», «больной», «эпилептик», «децепешник», «Даун», другие ярлыки.

 

Использование корректного языка отражает основной принцип социальной работы с людьми с нарушением здоровья и с инвалидностью.

 

Сообщество инвалидов сейчас находится на стадии выбора терминов, которые лучше всего подходят для употребления. Многие новые термины не приживаются. Некоторые предпочитают выражение человек с отличающимися возможностями, а некоторые согласны называть себя жертвами или искалеченными. Однако, ни одно из этих выражений для прессы не приемлемо.

 

Большинство считает наиболее приемлемыми выражениями человек с ограниченными возможностями или человек с инвалидностью. Журналистов просят писать человек с инвалидностью, а не инвалид, потому что сначала человек, а затем его свойства. Когда описывается организация, движение или группа инвалидов, очень часто в английском и в русском языке используется термин инвалидный: например, инвалидная организация, инвалидное движение, инвалидный транспорт и т.п. Гораздо более корректно называть это по-другому: организация инвалидов, движение инвалидов или движение за права инвалидов. Вместо инвалидный транспорт можно написать доступный транспорт или машина с ручным управлением.

Ниже приводиться рекомендуемые для журналистов термины для использования в статьях и репортажах:

 

                                 Терминологии корректного языка

 

Используйте Избегайте
человек с инвалидностью, инвалид
человек имеющий инвалидность, больной, калека
человек с нарушением здоровья, искалеченный
ребёнок с нарушениями развития, деформированный
человек с особыми потребностями неполноценный
ребёнок с особенностями развития дефектный
человек не имеющий инвалидности нормальный
обычный, типичный человек Зздоровый
человек, использующий инвалидную коляску прикованный к коляске
человек, передвигающийся на коляске колясочник
врожденная инвалидность врожденный дефект, несчастье
человек с ДЦП, имеет ДЦП жжертва ДЦП
перенёс полиомиелит страдает от полиомиелита
инвалидность в результате полиомиелита пострадал от последствий полиомиелита
человек с ментальными отклонениями Умственно отсталый
ребёнок с задержкой в развитии умственно неполноценный
дети с трудностями в обучении умственно отсталые, слабоумные дети
человек с синдромом Дауна Даун
человек с эпилепсией эпилептик, припадочный
люди, подверженные эпилептическим припадкам страдают от припадков
люди, имеющие душевную болезнь сумасшедшее
люди с душевным расстройством Псих, психические больные
человек с нарушением ментального здоровья идиот
незрячий человек слипой
слабо  видящий человек полуслепой
человек с нарушением слуха глухой
человек с трудностями в общении глухонемой
человек с трудностями речи немой
автомобиль с ручным управлением инвалидная машина

 

 

         Наша речь связана с этикетом. Но, даже используя корректные выражения, можно поставить в неловкое положение и себя, и собеседника, если не принимать во внимание некоторые нюансы, связанные с его инвалидностью. Когда не знаешь, как правильно себя вести, чувствуешь себя неловко и скованно.  Ниже предлагаются рекомендации, написанные людьми с инвалидностью на основании их собственного опыта.

 

       ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ОБЩЕНИЯ С ЛИЦАМИ, 

           ИМЕЮЩИМИ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ИНВАЛИДНОСТИ.

 

 

Лица с инвалидностью, испытывающие трудности при передвижении

 

  1. Помните, что инвалидная коляска – неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте ее, не кладите на нее ноги без разрешения.
  2. Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее.
  3. Если Ваше предложение о помощи принято, спросите насчет инструкций и следуйте им.
  4. Если Вам разрешили катить коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость.
  5. Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Используйте список, спрашивайте людей, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, для того, чтобы их устранить.
  6. Не нужно хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
  7. Если возможно, располагайтесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне.
  8. Если существуют архитектурные барьеры, предупредите об этом заранее, чтобы человек имел возможность принимать решения и планировать.
  9. Помните, что, в общем, люди, имеющие трудности при передвижении, не имеют проблем со зрением, слухом и пониманием. Единственное, что нужно приспособить – это возможность передвигаться.

 

Люди с плохим зрением

 

  1. Предложите свою руку. Не направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как Вы обычно ходите.
  2. Не обижайтесь, если Вашу помощь отклонили.
  3. Опишите коротко, где Вы находитесь. Например, «В центре комнаты, примерно в шести шагах от Вас стоит стол» или «Слева от двери, как заходишь – кофейный столик».
  4. Используйте при описании фразы, характеризующие звук, запах, расстояние.
  5. Обращайтесь с собаками-поводырями не так как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
  6. Не отнимайте и не стискивайте трость человека, который плохо видит.
  7. Всегда проясняйте, в каком формате человек хочет получить информацию. Брайль, крупный шрифт, аудиокассета. Не полагайтесь на тот формат, который он обычно предпочитает.
  8. Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он Вас не видит и его сопровождает компаньон.
  9. Если Вы читаете для человека, который плохо видит или не видит, сначала расскажите о том, что Вы собираетесь читать. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если Вас об этом не попросят.
  10. Всегда называйте себя по имени.

 

Люди, которые плохо слышат

 

  1. Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него.
  2. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами.
  3. Существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если Вы не знаете, какой предпочесть, спросите.
  4. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно легко тронуть человека за руку или помахать перед ним рукой.
  5. Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то.
  6. Если Вас просят повторить что-то несколько раз, попробуйте перефразировать свое предложение.
  7. Если Вы собираете информацию, которая включает в себя номер или адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте, или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
  8. Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться. Не говорите: «Ладно, это не важно». Сообщения должны быть простыми.
  9. Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.
  10. Не меняйте тему разговора без предупреждения. Используйте переходные фразы типа «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…».

 

Люди с задержкой в развитии и проблемами общения

 

  1. Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
  2. Избегайте клише и идиоматических выражений, если только Вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.
  3. Не говорите «свысока».
  4. Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте возможность вашему собеседнику обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.
  5. Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.
  6. Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии.
  7. Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие Вы обсуждаете с другими людьми, например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.
  8. Обращайтесь непосредственно к человеку.
  9. Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь.

 

Люди с психическими нарушениями

 

  1. Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.
  2. Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.
  3. Не надо думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию, это миф.
  4. Неверно, что люди с психическими нарушениями принимают или должны принимать лекарства.
  5. Неверно, что люди с психическими нарушениями не могут подписывать документы или давать согласие на лечение. Они признаны законом дееспособными.
  6. Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.
  7. Неверно, что люди с психическими нарушениями не способны работать. Они могут выполнять множество обязанностей, которые требуют навыков и способностей.
  8. Не думайте, что люди с психическими нарушениями не знают, что для них – хорошо, а что – плохо.
  9. Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что Вы можете сделать, чтобы помочь ему.
  10. Не думайте, что человек с психическими нарушениями не может справиться со стрессом.

 

Люди, испытывающие затруднения в речи

 

  1. Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому, что понять их – в Ваших интересах.
  2. Не перебивайте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он (она) уже закончил.
  3. Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у Вас больше времени.
  4. Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все Ваше внимание.
  5. Если человека с затрудненной речью сопровождает другой человек, не адресуйте Ваши вопросы, комментарии или заботы компаньону.
  6. Не притворяйтесь, если Вы не поняли, что Вам сказали.

 

 

 

Приобщении журналиста с людьми имеющими инвалидность, очень важно фокусироваться не на проблеме, а на человеке, с его возможностями и условиями социального окружения, его достижениями и.т.д.. Именно на таком принципе основана так называемая недискриминационная практика работы и общения с людьми, имеющими инвалидность.

 

              Правила общения с людьми, имеющими инвалидность

(Эти правила используются работниками социальных служб США.

Они составлены Карен Майер, национальный Центр Доступности США)

 

  1. Когда Вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

 

  1. Когда Вас знакомят с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку – даже те, кто испытывают трудности с рукой или пользуются протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.

 

  1. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснять, к кому Вы в данный момент обращаетесь и назвать себя.

 

  1. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем интересуйтесь инструкциями.

 

  1. Обращайтесь со взрослыми, как со взрослыми. Обращайтесь к людям с инвалидностью по именам, когда подобная фамильярность демонстрируется по отношению к остальным. Никогда не проявляйте покровительство к людям, использующим инвалидную коляску, – не кладите им руку на голову или плечи, не обращайтесь уменьшительными именами.

 

  1. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Коляска, кресло – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

 

  1. Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Если это необходимо, задавайте короткие вопросы, которые требуют таких же коротких ответов, кивка или жеста. Никогда не притворяйтесь, что Вы понимаете, если на самом деле это не тек. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам, а Вам – понять его.

 

  1. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.

 

  1. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко. Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего (еда, сигареты, руки) не мешало.

 

  1. Расслабьтесь. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав: «Увидимся» или «Слышали об этом» тому, кому это говорить не стоило.

 

  1. Любое вспомогательное приспособление (трость, инвалидная коляска, костыли и т.д.) – это чья-то собственность, которую надо уважать. Не перемещайте, не берите их, не получив разрешения.

 

  1. Всегда обращайтесь непосредственно к самому человеку с инвалидностью, даже если его кто-то сопровождает.

 

  1. Фокусируйтесь не на инвалидности человека, а на нем или проблеме, которую вы обсуждаете.

 

  1. Если Вы не знаете, что Вам делать, спросите. Многие люди предпочтут скорее ответить на вопрос, чем оказаться в неудобном положении.

 

  1. Не волнуйтесь по поводу того, как Вам обратиться к человеку, имеющему инвалидность. У всех людей, имеющих и не имеющих инвалидность, есть имена.

 

  1. Помните, что люди с инвалидностью интересуются теми же темами и сюжетами, как и люди, не имеющие инвалидности.

 

  1. Говорите нормальным тоном и языком. Если кому-то нужно, чтобы Вы говорили громче, Вас об этом попросят.

 

  1. Помните, что люди с инвалидностью, как и все люди, сами знают, что им нужно, что им нравится, что не нравится, что они могут или не могут делать.

 

  1. Люди с инвалидностью хотят участвовать в жизни общества. Убедитесь, что Ваш подход не препятствует этому.

 

  1. Как в любом случае, связанном с вопросом этикета, когда Вы сделали ошибку, извинитесь, поправьте себя, сделайте для себя выводы и продолжайте.

 

Формирование положительного и разностороннего образа человека с инвалидностью в обществе является одним из требований Конвенции ООН «О правах инвалидов». Так, в Статье 8 Конвенции говорится что, «Государства обязуются поощрять позитивные представления об инвалидах и более глубокое понимание их обществом; продвижение воспитательно-ознакомительных программ, посвященных инвалидам и их правам».

Разработка законов и правил, влияющих на улучшение экономического положения людей с инвалидностью, является необходимым условием интеграции в общество, но не достаточным. Без создания положительного имиджа человека с инвалидностью и борьба с предубеждениями и со стереотипами, невозможна полная интеграция и вовлечения людей с инвалидностью во все сферы жизни общества.

 

Положительный имидж лиц с инвалидностью при освещении в СМИ, на телевидение, радио и кинофильмах, означает следующие:

 

1.Равноправие людей с инвалидностью во всем;

2.Акцент делается на возможностях людей с инвалидностью (а не на недостатках).

3.Участие людей с инвалидностью делает общество более разнообразным и сильным.

4.Признание права человека быть отличным от общепринятых стандартов.

5.Человек с инвалидностью имеет право вести точно такую же жизнь, как и окружающие, делать то же самое, как и другие люди, даже если это иногда требует применения специальных средств для создания доступной среды.

 

 

Исаков Ойбек Юсуфбекович.

Председатель Ассоциации инвалидов Узбекистана.

2016 г.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Домбровская А. Ю. Роль СМИ в процессе социальной

адаптации инвалидов в современной России:

  1. Рябова А. А. Журналистика как инструмент

социальной интеграции людей с инвалидностью:

  1. Ярская-Смирнова Е. Р. Образы инвалидов

в массовой культуре

  1. Т.А. Головина «Отражения журналистами феномена инвалидности в СМИ»
  2. Пособие для организаций инвалидов. “Работа со средствами массовой информации”

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>