Роль и значение международного сотрудничества в осуществлении прав инвалидов.

Исаков Ойбек Юсуфбекович

Узбекское общества инвалидов 12.07. 2014 год.

В Конвенции ООН «О правах инвалидов» уделяется особое внимание роли международного сотрудничества в поощрении, защите и обеспечении прав инвалидов.  В частности, в ст. 32. «Международное сотрудничество» говорится:

 «Государства-участники признают важность международного сотрудничества и его поощрения в поддержку национальных усилий по реализации целей и задач настоящей Конвенции и принимают в этой связи надлежащие и эффективные меры по межгосударственной линии, а где это уместно — в партнерстве с соответствующими международными и региональными организациями и гражданским обществом, в частности организациями инвалидов. Такие меры могли бы, в частности, включать:

(a) обеспечение того, чтобы международное сотрудничество, в том числе международные программы развития охватывали инвалидов и были для них доступны;

(b) облегчение и поддержку укрепления имеющихся возможностей, в том числе путем взаимного обмена информацией, опытом, программами и передовыми наработками;

(c) содействие сотрудничеству в области исследований и доступа к научно-техническим знаниям;

(d) предоставление, где это уместно, технико-экономической помощи, в том числе путем облегчения доступа к доступным и ассистивным технологиям и путем взаимного обмена ими, а также посредством передачи технологий…»

 

Исходя из смысла данной статьи Конвенции, можно сделать следующие выводы;

  1. В процессе реализации целей и задач Конвенции государства- участники должны придавать важное значение международному сотрудничеству, привлекая в качестве партнёров организации инвалидов.
  2. Международные программы должны быть инклюзивными и доступными для лиц с инвалидностью, а также обязательно охватывать их организации. Понятие инклюзивности международных программ и проектов подразумевает, привлечение и включение лиц с инвалидностью и представляющие их организации во все этапы разработке, реализации, мониторинге и оценке международных программ и проектов, а также принимать активные меры для проведения с ними консультаций и обеспечения эффективного и конструктивного участия лиц с инвалидностью в таких процессах. Понятие доступности также широко и согласно Конвенции охватывает предоставление лицам с инвалидностью доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи.

Понятие доступности относительно к международному сотрудничеству также подразумевает создание возможностей лицам с инвалидностью, а также их организациям пользоваться всеми ресурсами для международного сотрудничества. Инклюзивнность и доступность международных программ и проектов создают условия для расширения прав и возможностей инвалидов и помогают обеспечить соблюдение других принципов, таких как не дискриминация, равенство возможностей и уважение присущего всем людям достоинства.

 

  1. В статье 33 Конвенции чётко указаны приоритетные направления международного сотрудничества в рамках поощрения прав инвалидов, такие как, обмен информацией, обмен опытом, программами и передовыми наработками, содействие сотрудничеству в области исследований и доступа к научно-техническим знаниям.
  2. Международное сотрудничество должно способствовать укреплению потенциала как носителей обязательств, в плане выполнения своих обязательства, так и бенефициариев (лиц с инвалидностью и их организаций).

 

Суммируя вышеизложенное можно сделать вывод, что роль международного сотрудничества в осуществлении прав инвалидов состоит в том, чтобы международные программы поощряли и поддерживали усилия не только государственных органов, но и общественных организаций инвалидов, в реализации целей и задач Конвенции. А также, чтобы международное сотрудничество и программы были бы “инклюзивными», и “доступными” для инвалидов и их организаций.

Хотелось бы также отметить, что в целях реализации принципов, изложенных в ст. 32 Конвенции в 2010 г. была создана Межучережденческая группа поддержки (МГП) Конвенции, которая разработала руководство для страновых групп Организации Объединенных Наций (СГООН)  в отношении включения прав лиц с инвалидностью во все программы Организации Объединенных Наций на страновом уровне в рамках Группы ООН по вопросам развития. Руководство призвано помочь страновым группам учитывать права лиц с инвалидностью в процессе разработки страновых программ Организации Объединенных Наций и активно привлекать в этот процесс организации инвалидов.  Но, к сожалению, рекомендации, изложенные в данном руководстве, учитываются и реализуются не в полной мере, агенствами ООН в Узбекистане. В частности, в настоящее время отсутствует принцип инклюзивности и доступности для инвалидов и их организаций международных программ. Те немногочисленные международные программы и проекты, которые направлены на осуществление прав инвалидов, проводятся, как правило, без участия лиц с инвалидностью и без консультаций с их организациями. К тому же они построены на медицинском и благотворительном подходе, а не на правовом подходе в соответствии с требованиями Конвенции. В итоге это приводит к неэффективности проектов и краткосрочности результатов. В основном эти проекты нацелены на поднятие потенциала государственных организаций. В этом нет ничего плохого, но хотелось бы, учитывая требования Конвенции, чтобы данные проекты, также были бы направлены на повышение потенциала общественных организаций инвалидов.  В структурах агентств ООН и проектов ПРООН в Узбекистане не предусмотрена должность или направления по работе с гражданским обществом и поощрению прав лиц с инвалидностью. В результате этого отсутствует площадка для диалога и сотрудничества между организациями инвалидов и агентств ООН и ПРООН, в реализации целей и задач Конвенции ООН «О правах инвалидов».  Несмотря на то, что Конвенция является международным документом, принятым ООН, в рамках деятельности агентств ООН отсутствует специальный полноценный проект, направленный на поддержку продвижения ратификации и имплементации Конвенции ООН «О правах инвалидов».  Справедливости ради нужно отметить, что в последнее время ПРООН в своей деятельности стал уделять внимание решению вопросов инклюзивности и доступности проектов для инвалидов и их организаций. Примером этому служит установившееся эффективное и плодотворное сотрудничество между ПРООН и Консультативном советом общественных организаций инвалидов. В рамках данного сотрудничества были проведены несколько совместных заседаний Консультативного совета, в результате чего удалось разработать  и внести на рассмотрение Кабинета Министров Узбекистана проект «Национального плана действий по ратификации и  имплементаций Конвенции ООН «О правах инвалидов», разработать и передать в ЦИК проект «Рекомендации  по обеспечению  инвалидам  реализации права на голосование», разработать предложения о взаимодействий общественных организаций инвалидов с агентствами ООН и ПРООН и.т.д.

Без международного сотрудничества и международных программ, и проектов общественным организациям инвалидов будет сложно продвигать вопросы ратификации, имплементации, реализации и проведения мониторинга Конвенции.

 Меры по содействию развития международного сотрудничества общественных организаций инвалидов.

В целях реализации статьи 32 Конвенции о правах инвалидов «Международное сотрудничество», общественные организации инвалидов разработали нижеследующие рекомендации для агентств ООН в Узбекистане:

  1. Агентствам ООН в Узбекистане рекомендуется совместно с общественными организациями инвалидов разработать необходимые меры, чтобы международное сотрудничество и программы агентств ООН в Узбекистане охватывали бы лиц с инвалидностью и их организации в соответствии с требованиями ст.32 Конвенции.
  2. В целях соблюдения инклюзивности международных программ и проектов агентствам ООН необходимо привлекать на работу специалистов и экспертов (из числа лиц с инвалидностью) по вопросам развития гражданского общества и поощрению прав лиц с инвалидностью.
  3. Для достижения инклюзивности и доступности для лиц с инвалидностью международных проектов и программ международным организациям необходимо на каждом этапе, при их разработке, реализации, мониторинге и оценке, привлекать представителей общественных организаций инвалидов.
  4. В процессе реализации международного сотрудничества (программ и проектов) следует применять не медицинский подход к инвалидности, а правозащитный. Правозащитный подход включат в себя три основополагающих принципа:

а) Способствовать осуществлению прав лиц с инвалидностью

б) Инклюзивность программ и проектов на всех этапах процесса: разработке, реализации, мониторинге и оценке результатов.

в) Способствовать укреплению потенциала как носителей обязательств в плане выполнения своих обязательства, так и бенефициариев (лиц с инвалидностью и их организаций).

  1. Необходима координация действий международных организаций и общественных организаций инвалидов в вопросах международного сотрудничества в сфере поощрения прав лиц с инвалидностью.
  2. Необходимо укрепление партнерских отношений общественных

        организаций инвалидов с агентствами ООН и ПРООН, с целью более

полного использования ресурсов международных структур для поддержания

и развития социального партнерства в интересах лиц с инвалидностью.

 

  1. В целях учёта состояния и потребностей инвалидов целесообразна была бы, совместная подготовка и публикация с участием агентств ООН и ПРООН, государственных органов и общественных организаций инвалидов ежегодного отчета о положении лиц с инвалидностью в Узбекистане.
  2. Повышение и укрепление потенциала общественных организации инвалидов, включая вопросы проведения мониторинга реализации Конвенций ООН о правах инвалидов, а также составление альтернативных отчётов.
  3. Продвижение сотрудничества и обмена опытом между отечественными и зарубежными общественными организациями инвалидов.
  4. Необходима разработка единой стратегии агентств ООН по вопросам инвалидности и ее отражение в UNDAF и др. программных документах.
  5. Необходимы постоянно действующие площадки в рамках агентств ООН для обратной связи с ННО. (Подгруппа UNDAF по гражданскому обществу и др.).
  6. Необходимо, чтобы деятельность каждого агентства ООН и всех проектов ПРООН включала бы вопросы (компоненты) по инвалидности и развитию гражданского общества, с указанием индикаторов реализации.
  7. Необходимо, чтобы деятельность агентств ООН и проектов ПРООН в сфере инвалидности и развития гражданского общества была четко сформулирована в рамках UNDAF, CPAP, и др. программных документах с указанием более значительных и конкретных результатов, которые предполагается достигнуть.
  8. Выделение в рамках каждого агентства ООН отдельных сотрудников, в обязанности которых будет входить продвижение вопросов инвалидности и развития гражданского общества.
  9. Повысить информированность общественных организаций инвалидов, агентств ООН и проектов ПРООН о деятельности и возможностях друг друга (двусторонние встречи, создание консультативных советов, включение ННО в проектные советы).
  10. Необходимо обеспечить вовлечение организаций лиц с инвалидностью в международное сотрудничество через активное использование возможностей по обучению, обмену опытом, участие в стажировках, исследованиях, грантовых программах и в мероприятиях агентств ООН и ПРООН.
  11. Необходимо в рамках деятельности агентств ООН и ПРООН, совместно с общественными организациями инвалидов разработать специальный полноценный проект, направленный на продвижение Конвенции ООН «О
  12. Агентствам ООН и ПРООН следует включить проблему инвалидности в качестве сквозной темы во всех программах и проектах.

   Развитие международного сотрудничества, также зависит и от активной деятельности общественных организации инвалидов, эта дорога с двух стороннем движением. После ратификации Конвенции, на общественные организации инвалидов будут возложены большие обязанности по её осуществлению, в частности они, должны будут представлять в Комитет ООН по правам инвалидов в соответствии с положениями статей 33, 34, 35 Конвенции альтернативные доклады по реализации Конвенции и участвовать в мониторинге её исполнения. Учитывая недостаточный потенциал и отсутствие опыта общественных организаций инвалидов, в вопросах продвижения Конвенции, участие в мониторинге, составление альтернативных отчётов, работы с СМИ, лоббирования своих интересов перед государственными организациями и.т.д. Возникает острая необходимость в установление и развитии международного сотрудничества для получения опыта в решении вышеназванных задач. Отсутствие достаточного опыта международного сотрудничества организации инвалидов, имеет как объективные, так и субъективные причины. К объективным причинам можно отнести, недостаточное количество международных донорских организации аккредитованных в Узбекистане, а также то, что многие донорские организации не включают в свою деятельность, программы и проекты, направленные на решение проблем лиц с инвалидностью. Несмотря на то что права лиц с инвалидностью являются составной частью прав человека, организации сконцентрировавшие свою деятельность на проблематике прав человека, получают больше преимуществ в глазах международных доноров, чем организации, которые работают в социальной сфере. К субъективным моментам можно отнести то, что большинство организации инвалидов имеют слабую материально-техническую базу и недостаточный уровень знаний и опыта в сфере международного сотрудничество.

Без международного сотрудничества и международных программ, и проектов, общественным организациям инвалидов будет сложно продвигать процессы ратификации, имплементации, реализации Конвенции, а также проведение мониторинга и составление альтернативных отчётов.

Установление новых и развитие имеющихся международных связей общественных организации лиц с инвалидностью в Узбекистане, включая вступление общественных организации инвалидов в международные объединения лиц с инвалидностью могли бы способствовать значительному повышению эффективности деятельности ННО в сфере защиты прав лиц с инвалидностью посредством обмена опытом между организациями, внедрения передовых технологий, повышения потенциала сотрудников ННО на международных стажировках и мероприятиях.  Международное сотрудничества внесло бы бесценный вклад и получение опыта, в решении таких проблем как поднятие и укрепления потенциала национальных организации инвалидов по следующим направлениям деятельности:

1.Лобирования прав и интересов лиц с инвалидностью в государственных организациях.

 

2.Установление социального партнёрства между общественными организациями инвалидов и государственными организациями.

 

3.Эффективное взаимодействие общественных организации инвалидов с СМИ. Освещение Конвенции ООН «О правах инвалидов».

 

4.Получение информации о новых передовых технологиях (универсальный дизайн, вспомогательная техника) в сфере инвалидности и мобильности.

 

5.Опыт и методы внедрения «Универсального дизайна» и «Разумного приспособления» в производстве товаров и оказания услуг.

 

6.Изучение передового опыта и механизма внедрение инклюзивного образование и трудоустройства лиц с инвалидностью.

 

7.Изучение международного опыта внедрение механизма доступа к правосудию для лиц с инвалидностью.

 

8.Изучение вопроса и обмен опытом по вопросам, вовлечение лиц с инвалидностью в общественно-политическую жизнь общества.

 

9.Изучение методологии проведение мониторинга законодательства по вопросам зашиты прав людей с инвалидностью. и.т.д.

 

10.Изучение методов составление альтернативных докладов в сфере зашиты прав инвалидов.

 

Исаков Ойбек.

Узбекское общества инвалидов.  12.07. 2014 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>